Прием на работу к индивидуальному предпринимателю
Индивидуальный предприниматель нанимает первого работника. Что необходимо сделать?
- Заключаем с нанимаемым лицом трудовой договор или гражданско-правовой договор. Трудовые договора заключают с сотрудниками, постоянно выполняющими одну и ту же работу, например, сторож, охранник, бухгалтер. Гражданско-правовые договора заключаются с сотрудниками, нанятыми для выполнения разовых, ограниченных по времени задач, например, разработка сайта, проведение ремонтных работ в офисе и т.д.
- Регистрируемся в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР) в течение 30 дней после заключения договора, Фонде социального страхования (ФСС) в течение 10 дней (заявление о государственной регистрации ИП) и Территориальном фонде обязательного медицинского страхования (ТФОМС) в качестве работодателя. После регистрации ИП получает извещения с номерами, которые будут отличаться от присвоенных предпринимателю для уплаты взносов за себя.
- Оформляем документы о приёме сотрудника на работу (при заключении трудового договора).
При принятии на работу последующих сотрудников нужно будет просто заключать договора и оформлять кадровые документы, без регистрации в ПФР, ФСС и ТФМОС.
Прием на работу в общество с ограниченной ответственностью
ООО сразу при создании автоматически регистрируется в ПФР, ФСС и ТФОМС, получив из фондов уведомления с присвоенными регистрационными номерами. Приём на работу сотрудников ООО оформляется заключением трудовых или гражданско-правовых договоров и заполнением кадровых документов.
Какие документы требуем и что оформляем при заключении трудового договора?
Порядок действий при оформлении на работу сотрудника следующий:
- Получаем от работника паспорт (другой документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку (кроме совместителей и впервые заключающих трудовой договор), страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы по воинскому учёту (у военнообязанных и подлежащих призыву), документы об образовании. На лиц, впервые оформляющихся на работу, работодатель обязан сам завести трудовую книжку.
- Предлагаем будущему сотруднику написать заявление о приёме на работу.
- Подписываем трудовой договор в двух экземплярах (один работнику, второй работодателю, где желательно сделать запись «Экземпляр трудового договора получил, подпись и расшифровка). В договоре указываем условия оплаты, обязанности сотрудника или делаем ссылку на должностные инструкции. Знакомим работника с инструкциями по охране труда, должностными обязанностями, положениями о коммерческой тайне и другими внутренними документами и даём ему их подписать.
- Оформляем приказ о приёме на работу. Обратите внимание, что трудовой договор должен быть оформлен более ранней датой, чем приказ. Сотрудник обязан расписаться в приказе.
- Заполняем личную карточку работника (форма Т-2).
- Вносим запись о приёме на работу в трудовую книжку.
- Полисы обязательного медицинского страхования работники оформляют самостоятельно. С работодателей эта обязанность снята.
Важно для ИП! Индивидуальный предприниматель не обязан вести полный кадровый учёт и документооборот, однако эксперты рекомендуют заполнять формы по трудоустройству сотрудников. Это позволит избежать проблем с контролирующими органами и поможет при возникновении трудовых споров.