ABC и XYZ анализ: что это и как использовать в Excel
О чем вы узнаете:
- ABC XYZ анализ: что это такое?
- Зачем проводить анализ клиентов и продуктовых линеек?
- Классификация групп матрицы ABC XYZ
- Что такое ABC анализ
- Выполнение ABC анализа продаж
- ABC анализ. Пример в Excel
- Что такое XYZ-анализ
- Выполнение XYZ-анализа
- XYZ анализ. Пример в Excel
- Совмещение ABC и XYZ анализов
- Видео: ABC анализ продаж
- Видео: XYZ анализ
У вас большой ассортимент товаров, много клиентов, хорошие цены, а желаемой прибыли нет? Возможно, вы делаете акцент не на те товарные позиции и не на тех потребителей. Разобраться в этом вам помогут ABC и XYZ анализы, а также совмещенный ABCXYZ-анализ. Они по праву считаются самыми эффективными маркетинговыми инструментами. Далее мы научим вас, как сделать анализ самостоятельно.
ABC XYZ анализ: что это такое?
Такой анализ по праву считается лучшим методом для управления продажами. Благодаря ему можно определить какой клиент “прибыльный”, на кого нужно обратить большее внимание, а на кого — меньшее. Кроме этого, АBCXYZ анализ используют для решения вопросов с номенклатурой. Об этом далее поговорим подробно.
ABCXYZ-анализ клиентов
Используя этот вид анализа, можно понять ценность потребителя. Для этого следует присудить им следующие группы:
- АВС: по объему продаж;
- XYZ: по частоте покупок.
Сегодня “работают” два вида подобного анализа: классический и современный. В первом варианте клиентам следует присвоить данные категории:
- А: покупатели, у которых большие объемы закупок, это более 80% от общей прибыли;
- В: те, кто находится на среднем уровне, то есть 15% ;
- С: клиенты, покупающие небольшие объемы — 5%.
В современном варианте потребителя делят на две группы для более подробного исследования, а также добавляется категория D. Теперь они будут выглядеть так:
- А — 50% от объема продаж;
- В — 30%;
- С — 15%;
- D -5%.
Очевидно, что последняя группа — это “мертвые” покупатели, которые пользы не принесут, их можно исключить из анализа вовсе. А тем, кто относятся к “А”, следует уделять пристальное внимание и всячески поощрять, например, разработать специальную программу лояльности и т.д.
ABCXYZ-анализ номенклатуры
По такой же схеме анализируем и номенклатуру. Оценивать товар стоит по прибыльности, которую он приносит, объемам его заказа, коэффициенту оборачиваемости продукции. Для этого стоит разделить продукт по группам:
- А- сюда относим самые ходовые товары, прибыль от которых более 80%;
- В — товары, приносящие до 20% выручки;
- С — самые непопулярные позиции или даже убыточные, от 5% прибыли и меньше.
Данный анализ сразу же покажет, от каких товаров стоит избавиться, а какие поставить на поток, какие товары следует всегда иметь на складе. Есть важный момент — неходовые товары не стоит молниеносно исключать из номенклатуры. Возможно, стоит оставить некоторые позиции, чтобы они разнообразили ассортимент.
Как сформировать ассортимент товаров для роста прибыли читайте тут >>
На какие вопросы отвечают исследования?
-
Кто самый прибыльный клиент?
При помощи анализа можно разложить по группам крупных потребителей, средних и мелких. Конечно, подобное распределение зависит от величины бизнеса. К примеру, для розничной точки значимым покупателем может быть тот, кто заплатит 100 тысяч рублей, а для большой оптовой фирмы — 3 миллиона рублей. Исследование позволит узнать, в какую категорию записать клиента. Кроме этого, владелец бизнеса сможет понять, какие потребители отовариваются часто, какие редко.
-
Сколько целевых клиентов в вашей воронке продаж?
Прежде всего нужно сказать, что под этим термином понимаются все этапы сделки. Воронка показывает распределение полезности потребителей для бизнеса: от его первого обращения до заключения сделки.
ABC-анализ в этом случае показывает, сколько потенциальных клиентов доходит до уровня сделки, кто они, каким образом узнали о компании, какой менеджер с ним работал. Также воронка продаж помогает планировать дальнейшее движение торговли, узнать насколько эффективен тот или иной сотрудник и мотивировать их.
-
На каких клиентов следует обратить пристальное внимание?
Конечно, для каждого бизнеса важно получить от покупателя высокий стабильный доход. В этом варианте эффективно работает совмещенный анализ ABC и XYZ. Подробно об этом читайте далее.
Зачем проводить анализ клиентов и продуктовых линеек?
Прежде всего, чтобы повысить эффективность отдела продаж и, следовательно, увеличить прибыль без каких-либо вложений. Однако это не все возможности, которые дает ABCXYZ-анализ. Он может помочь:
- определить ключевых потребителей, какие у них возможности и цели;
- заметно повысить прибыль компании;
- оптимизировать ассортимент, исключить неходовые товары.
Если у вас магазин розничной торговли, вы можете использовать в работе систему Класс365. Автоматизация торговли и склада в одной программе, учет товаров и услуг, работа со счетами, полноценный складкой учет, контроль доходов и расходов и многое другое. Попробуйте все возможности программы Класс365 прямо сейчас >>
Классификация групп матрицы ABC XYZ
Выполнив все расчеты, можно получить определенные группы, которые пополнят товары с разными характеристиками, показателями. К примеру, в категорию А, В войдут товары со стабильным спросом, в C,D — изделия, имеющие хаотичный спрос. Анализ будет полезен для составления ассортимента, определения приоритетных категорий.
Что такое ABC анализ
ABC-анализ позволяет разделить большой объем информации, исходя из ее важности, на три группы. Для чего это нужно? Во-первых, это поможет сразу же определить ключевые категории и работать с ними. Во-вторых, сконцентрировать свое внимание на анализе главных групп вместо большого списка.
Если обратиться к истории возникновения данного анализа, то он основан на принципе Парето, который появился более ста лет назад. Он гласит: “20% усилий дают 80% результата”, — то есть всего 20 ключевых клиентов могут сделать вам выучку.
Специфика ABC анализа
Продолжим говорить о принципе Парето. Согласно ему весь имеющийся у компании ассортимент делится по объему продаж и прибыли, а все товары — на три большие категории:
- А. Это группа, которая как раз и обеспечивает всю прибыль. Она должна присутствовать в ассортименте постоянно;
- В. Эту категорию составляют товары, которые могут принести около 15% прибыли. В ней что-то среднее между А и С, но стратегически важна;
- С. Сюда входит подавляющее количество товаров, но принести они могут лишь 5% выручки.
Плюсы и минусы ABC анализа
Среди его достоинств следует выделить:
- простоту и доступность. При этом анализировать можно не примерные показатели, а реальные;
- быстрый и достоверный результат. Полученные данные действительно могут помочь оптимизировать бизнес-процессы, увеличить прибыль и т.д.;
- универсальность. Использовать анализ можно практически в любой сфере бизнеса.
А теперь о недостатках:
- abc анализ одномерен. В ходе работы нельзя учитывать сторонние факторы, например, сезонность, экономическую ситуацию в стране и многое другое.
- искажение результатов. Бывает так, что какой-то товар после анализа может оказаться в последней группе. И не потому что он не востребован, а из-за того, что не продавался в течение недели или месяца ввиду отсутствия поставок. Поэтому окончательное решение об исключении всегда принимайте после того, как проанализируете все факторы.
Выполнение ABC анализа продаж
Этот процесс включает в себя следующие действия:
- определение цели анализа, параметра, на основании которого будет проводиться классификация;
- оценка каждого объекта;
- разделение всех исследуемых объектов по соответствующим категориям;
- определение количества и состава объектов в каждой категории.
На первый взгляд задача может показаться сложной, но на деле все проще. Далее мы расскажем, как сделать анализ быстро при помощи Excel.
Высокомаржинальные товары 2021 года: в какой сфере строить бизнес >>
ABC анализ. Пример в Excel
Следуйте нашей поэтапной инструкции:
- Ранжируем всех клиентов по степени их прибыльности, для анализа берем 20 человек.
- Во второй колонке отмечаем суммы, которые они принесли в компанию за полгода.
- Подводим в отдельной строке итог выручки.
- Далее сортируем потребителей в порядке убывания выручки за 6 месяцев.
- Теперь следует найти долю каждого клиента в итоговой сумме выручки. Используем простую формулу: доля = (выручка от клиента) / (итоговая сумма выручки) * 100%. Отражаем полученные данные в % в третьей колонке.
- Чтобы узнать, какова накопительная часть каждого покупателя, во второй ячейке столбца Е прописываем формулу =C3+Е2 и протягиваем до последней строки.
- Список потребителей готов. Проверьте, чтобы в последней строке (в нашем случае 21) стояло 100%.
- Делим получившиеся данные на три группы: А (до 80% прибыли), B (от 80 и выше) и С (не более 95%).
По итогу мы видим, что в категории А у нас 5 клиентов, в B — 6 и в С — 9. Теперь следует разобрать, что такое XYZ-анализ. Без него тоже не обойтись при ведении бизнеса.
Также вы можете доверить аналитику и отчеты продаж программе Класс365. Отчет рентабельности продаж, о прибыли и убытках, онлайн-мониторинг точек в реальном времени, контроль остатков денежных средств и движения товаров — всё это можете попробовать в программе Класс365 >>
Что такое XYZ-анализ
Этот инструмент поможет определить стабильные или не очень продажи в вашей компании. Метод довольно универсальный. Он одинаково эффективен как для отдельного товара, так и для группы товаров. Его можно применять также для исследования поведения клиентов, вы сможете узнать, грамотно ли предоставляются услуги и т.д. Проще говоря, ABC-анализ укажет на самые востребованные товары, а XYZ ответит — стабилен ли на них спрос?
В чем особенность XYZ-анализа?
Как мы писали, XYZ и ABC анализы разные, но довольно часто их используют вместе. Так можно получить полноценную картину того, как обстоят дела, и эффективно расставить приоритеты. При данном исследовании используется коэффициент в процентах. За основу в данном случае необходимо брать объем или сумму продаж, и в итоге группировать все позиции по категориям.
При расчетах используется сложная многоступенчатая формула, справиться с которой самостоятельно порой сложно. Поэтому проще всего использовать готовый шаблон для расчета с заданными параметрами. Так можно избежать недочетов и ошибок.
Плюсы и минусы XYZ-анализа
Его самый главный плюс — он четко даст понять, какой товар не ходовой и подвержен серьезным колебаниям в спросе, выявит проблемные моменты, укажет, где организовать своевременные закупки у поставщиков. В минус отнесем то, что он не эффективен в работе с новыми товарными позициями или с теми, которые долго не продавались в связи с отсутствием поставок.
Выполнение XYZ-анализа
Алгоритм работы здесь следующий: следует выбрать объект, поставить временные рамки исследования, подсчитать коэффициент вариации по каждому объекту, далее ранжировать их по нему и поделить на три группы. Приступим.
XYZ анализ. Пример в Excel
- Исследовать будем клиентскую базу и суммы, на которые каждый из потребителей совершил покупки. Ставим временные рамки, это будет полгода. Создаем таблицу клиентов с объемами покупок за каждый из выбранных шести месяцев.
- Далее используем довольно непростую формулу. Но Excel нам в этом поможет, здесь есть специальный инструмент. Если данные начинают вводиться со строки 3, в свободном столбце указываем формулу =СТАНДОТКЛОНП(B3:G3)/СРЗНАЧ(B3:G3) и тянем до последней строки. Ячейкам задаём процентное значение.
- После распределяем потребителей в порядке возрастания коэффициента и делим всех на три группы:
Выручка: формулы расчета и подробные примеры >>
Совмещение ABC и XYZ анализов
Сегодня это считается самым действенным маркетинговым инструментом. Метод заключается в том, что формируется единая таблица, где в 9 группах распределяются объекты проведенных анализов.
Таблица: распределение объектов по финансовой привлекательности (ABC) и тенденции роста ценности (XYZ)
Как сделать совмещенный анализ?
- Используем результаты ABC-анализа, то есть таблицу, в которой мы поделили клиентов на категории, и результаты XYZ-анализа клиентской базы. Оформляем общую таблицу, в отдельном столбце по каждому клиенту проставляем две буквы.
После чего делаем новую таблицу из трёх строк и трёх столбцов. Они будут называться A, B, C и X, Y, Z. Распределяем объекты в ячейках в зависимости от присвоенных им отметок из двух букв.
В итоге перед вами будет таблица со списком клиентов:
- ячейка AX включает тех, кто показывает стабильность в покупках;
- ячейки BX и AY — это потребители, имеющие высокий потенциал;
- ячейки BZ и особенно CZ — самые неперспективные.
Таблица: интерпретация результатов совмещенного анализа
Видео: ABC анализ продаж
Видео: XYZ анализ
Проведение всех вышеописанных анализов — это трудоемкий процесс, который занимает немало времени. Но нужно один раз освоить их, и далее вы сможете довольно быстро управляться с подобными исследованиями.
Главный совет — оценивайте все факторы при вынесении окончательного решения. Безусловно, результаты подобных анализов значимы, но есть и другие нюансы, которые в них не учитываются, о них мы рассказали. Специалисты советуют проводить подобные анализы два или три раза в год. Так картина для вас будет полноценной, и вы точно будете знать как улучшить ваш бизнес.