Что такое бенчмаркинг простыми словами
О чем вы узнаете:
- Бенчмаркинг: что это такое простыми словами
- Зачем нужен бенчмаркинг: цели и задачи
- Методы бенчмаркинга
- Где применяют бенчмаркинг
- Виды и подвиды бенчмаркинга
- Что сравнивает бенчмаркинг
- Примеры бенчмаркинга
- Этапы бенчмаркинга
- Плюсы и минусы бенчмаркинга
- Типичные ошибки
Современный мир вынуждает предпринимателей подбирать различные инструменты, которые способствуют увеличению дохода, его систематизации и повышают эффективность управления. В статье расскажем об одном из таких способов, а именно о бенчмаркинге. Мы подробно разберем его применение, а также расскажем о распространенных ошибках.
Бенчмаркинг: что это такое простыми словами
Фактически бенчмаркинг является постоянной проверкой качества оказываемых услуг, товаров и оценкой методов управления на основании предложений ваших конкурентов и лидирующих компаний. Этот инструмент позволяет вести бизнес максимально эффективно и открыто.
К преимуществам использования бенчмаркинга можно отнести:
- возможность успешного преодоления отсутствия развития на руководящих должностях;
- параллельное развитие сильных сторон компании и улучшение слабых;
- мотивация сотрудников для улучшения качества продукции и услуг;
- бенчмаркинг позволяет оценить возможное отставание от конкурентов;
- непрерывный анализ процессов;
- возможность оценки результатов от объединения нескольких стратегий;
- улучшение показателей дохода.
Зачем нужен бенчмаркинг: цели и задачи
Основная цель бенчмаркинга — закрепление предприятия на высоком уровне по сравнению с конкурентами. Если совсем просто, то этот способ применяется для сравнения показателей лидирующей компании со своими и внедрения чужого опыта в свой бизнес после анализа.
К задачам бенчмаркинга можно отнести следующие примеры:
- анализ потенциала предприятия;
- оценка лидирующих компаний;
- сравнение себя с лучшими компаниями;
- анализ методов работы конкурентов и поиск возможностей для их применения;
- разработка стратегии на основании опыта лидирующего предприятия.
Собрать быстро и просто аналитику продаж поможет специальная программа Класс365. Система отчетов отображает эффективность всех бизнес-процессов и может сформировать данные о рентабельности продаж, прибылях и убытках, движении и остатках товара, а также предоставляет анализ продаж. Более подробно о возможностях программы Класс365 для вашего бизнеса вы можете узнать здесь >>
Методы бенчмаркинга
Инструменты бенчмаркинга — это комплекс определенных действий, состоящих из нескольких этапов. К цели этих инструментов можно отнести задачи, которые стоят перед конкретной компанией.
Главными инструментами являются:
- маркетинговые исследования;
- анализ примеров различных практик в бизнесе;
- постоянное изменение своих показателей;
- изучение опыта лидеров;
- анализ конкурентов;
- сравнение качества.
Где применяют бенчмаркинг
Применение бенчмаркинга свойственно практически для всех сфер бизнеса, но наиболее часто этот инструмент используется там, где идет работа непосредственно с потребителями.
Различные заводы и производства в большинстве своем самостоятельно находят пути для оптимизации предприятия.
Читайте также: высокомаржинальные товары 2021 года и в какой сфере строить бизнес >>
Виды и подвиды бенчмаркинга
В современном мире выделяется два вида бенчмаркинга и несколько подвидов. Далее мы рассмотрим каждый из них более подробно.
Внутренний бенчмаркинг
Внутренний бенчмаркинг подразумевает сравнение эффективности нескольких подразделений внутри одного предприятия. Этот вид имеет три подвида.
Исторический
Этот вид бенчмаркинга знаком каждой организации. Он представляет собой сравнение показателей компании в прошлом и настоящем, например, сравнительный анализ показателей за 2020 и 2021 год.
Общий
Здесь это сравнение показателей одного филиала с другим. Также может применяться к отделам, подразделениям и т.д. Например, филиал ООО “Иванов” в Казани показал результат в несколько раз лучше, чем филиал в Новосибирске. Задача Новосибирского филиала выяснить, чем их коллеги лучше и как исправить ситуацию.
Бизнес-процесс
Здесь все максимально просто. Это классическое сравнение различных процессов для внедрения наиболее эффективных. Ярким примером стали CRM системы, которые изначально предназначались для оптовых продаж, а в итоге стали использоваться и в рознице, показав свою эффективность.
Лояльность клиентов — успех любого дела, это не секрет. Удержать клиентов поможет система лояльности и бонусов. Быстро и просто встроить ее можно с помощью сервиса Класс365. С ней вы сэкономите на выпуске физических карт, используя номера телефонов клиентов, сможете поощрять клиентов за покупки, начисляя бонусные баллы прямо на кассе. Так вы мотивируете клиентов покупать чаще за счет накопления процента скидки. Узнать подробнее о сервисе Класс365 и как удержать клиентов вы можете здесь >>
Внешний бенчмаркинг
Исходя из описания внутреннего бенчмаркинга, сразу становится понятно, что этот инструмент дает возможность сравнить себя с конкурентами и лидерами рынка. Всего у него имеется 4 подвида.
Отраслевой (или функциональный)
Сравнительный анализ работы компаний в одной сфере. В России есть такой пример и это компания Газпром. Они анализировали работу нефтедобытчиков и увидели, что бурением скважин у конкурентов занимаются наемные организации. Газпром также принял решение о выведении этих работ на аутсорсинг.
Стратегический
Анализ успешных стратегий, а также сильных и слабых мест у конкурентов. Важно понимать, что компания, которая еще вчера была совсем маленькой и не представляла угрозы, сегодня может вырваться вперед. Именно для этого важно следить за всеми конкурентами в вашей отрасли, а не только за крупными или равнозначными компаниями.
Конкурентный
Это непосредственно сравнение себя с конкурентами. Не обязательно следить только за конкурентами в вашем городе. Вам может быть полезен опыт конкурентов в других городах и даже странах. Мировые лидеры на старте своего предпринимательства именно так и делали.
Синергетический
Этот подвид включает в себя внедрение успешного опыта из любой подходящей вам отрасли. Например, сейчас ВУЗы начали внедрять опыт предприятий из различных сфер для привлечения абитуриентов.
Будет интересно: способы увеличения продаж для разных видов бизнеса >>
Что сравнивает бенчмаркинг
Как мы уже ранее говорили, бенчмаркинг это анализ, причем сравниваться могут как отдельные категории, так и их совокупность. Рассмотрим, что именно может сравнивать бенчмаркинг:
- товар, а именно его прибыльность, качество, ассортимент и конкурентоспособность;
- цены, включая стоимость товаров, прямые и переменные затраты, эластичность спроса и затраты;
- финансовые показатели. К ним относятся:
- прибыль;
- процент возмещений и скидок;
- рентабельность;
- валовая прибыль;
- бизнес-процесс, непосредственно сбыт и работу с клиентами;
- персонал. Здесь сравнивается коэффициент текучки и обеспеченность трудовыми ресурсами;
- стратегии. Каждый бренд по своему узнаваем и важно понимать, что именно привело лидеров рынка к успеху.
Чтобы сфокусироваться на приоритетных задачах, можно автоматизировать иных часть задач. Например, программа для автоматизации закупок товаров Класс365 сама рассчитает, какое количество товара следует закупить, основываясь на прошлых продажах. А функция «Неснижаемый остаток» поможет контролировать остатки, например, ходового товара и своевременно формировать заказы поставщикам, чтобы он всегда был в наличии. Ознакомиться с полным функционалом программы Класс365 можно здесь >>
Примеры бенчмаркинга
Рассмотрим 2 примера использования бенчмаркинга.
Пример 1
Одним из наиболее удачных примеров является компания Ford. Эта компания применяла бенчмаркинг в 90-х годах, когда их положение на рынке резко пошатнулось. Они исследовали более 50 автомобилей. Это позволило им выявить достоинства и недостатки каждой модели для того, чтобы найти параметры лучшего автомобиля на рынке, который превзойдет конкурентов. Итогом этой работы оказалась машина модели Taurus, ставшая автомобилем года.
Пример 2
Nokia производит не только телефоны и на сегодняшний день продолжает быть признанным разработчиком различных сервисов. Это возможно, потому что компания непрерывно анализирует рынок и следит за своей деятельностью на каждом этапе.
Читайте о том, как сформировать ассортимент магазина для роста прибыли >>
Этапы бенчмаркинга
Бенчмаркинг состоит из нескольких этапов, которые мы рассмотрим более подробно.
Выберите объект для оценки
Этот этап может вызвать самое большое количество вопросов. Не все могут сразу понять, что именно выбрать в качестве объекта для оценки. Важно понимать, что для каждой компании он будет абсолютно разным. Проанализируйте, для чего вам нужна оценка именно этого объекта, определите этапы, которые могут вызывать трудности.
Для получения максимально точных результатов вы должны использовать все возможные источники информации, включая СМИ, опросы, литературу и т.д.
Решите, какие организации или компании вы хотите протестировать
В выборе компании вам поможет STC-тест, который включает в себя следующие моменты:
- S (skim) — поверхностный анализ конкурентов на основании общедоступной информации;
- T (trim) — анализ уникальных данных, акцент внимания на выбранном объекте оценки;
- C (cream) — выбор наиболее подходящего конкурента для сравнения.
Сбор и анализ данных
Сбор данных может быть как “серым”, так и максимально открытым. Открытый сбор данных возможен только в том случае, если конкурент согласится на обмен опытом. Тогда вы сможете провести интервью, посетить производство, анкетирование и т.д. Если же конкурент против обмена опытом, придется анализировать данные, которые вы сможете получить из общедоступной информации или, например, на основании итогов проверки от вашего тайного покупателя. Также вы можете попробовать найти бывших сотрудников, внедрить своего сотрудника или даже выкупить информацию.
Измерьте свою эффективность по собранным данным
Получив все необходимые сведения, вам потребуется определить насколько вы эффективны. Для этого вы будете сравнивать показатели конкурента с вашими. Результат позволит вам найти слабые места и исправить их.
Внесите изменения
Как мы уже ранее сказали, итоги анализа позволят вам определиться с целями и структурами, которые требуют изменений. Разработайте стратегию, которой вы будете придерживаться для развития вашей компании, с обязательным учетом проблемных зон. Не забудьте создать новые требования и стандарты в отношении них. Обратите внимание, что некоторые изменения могут потребовать финансовых расходов, и вы должны быть к этому готовы. Заранее выделите определенную сумму денежных средств.
Повторите процесс
Не забывайте, что рынок интенсивно меняется и никогда не стоит на месте. То, что сегодня работает, завтра может быть уже малоэффективным и в лучшем случае оставит все без изменений. В худшем всё приведет к тому, что компания потеряет свои позиции на рынке. Регулярно повторяйте все перечисленные этапы.
Автоматизируйте торговлю и склад в одной удобной программе Класс365, чтобы быстрее и проще решать бизнес-задачи. В одном сервисе вы сможете формировать коммерческие предложения, вести учет товаров, услуг и полноценный складкой учет , работать со счетами, контролировать доходы и расходы, отслеживать статус заказов и многое другое. Имеется и интеграция с интернет-магазином. Ознакомиться с полным списком возможностей с Класс365 можно здесь >>
Плюсы и минусы бенчмаркинга
К преимуществам такого инструмента можно отнести:
- повышение качества услуг;
новый опыт; - увеличение занимаемой доли на рынке;
- оптимизация процессов;
- высокий уровень конкурентоспособности;
- один из наиболее дешевых способов анализа.
К недостаткам относятся:
- временные и финансовые затраты при внедрении изменений;
- не весь полученный опыт окажется полезным;
- стандартные действия могут оказаться неэффективными.
Типичные ошибки
Наиболее распространенные ошибки:
- копирование конкурентов. Так это не работает, важно адаптировать все успешные стратегии под потребности своей компании. Не все будет подходить именно вам;
- игнорирование интересов потребителей. Если вы игнорируете потребность ваших клиентов, забудьте об успехе. Задача любого бизнеса — решение проблемы клиента. Доход здесь является приятным бонусом;
- тотальная реорганизация. Большое количество параллельных задач по изменениям может привести к тому, что вы сильно замедлитесь. Не торопитесь и внедряйте изменения постепенно;
- промышленный шпионаж — не лучший способ добычи необходимых сведений. Из-за этого может пострадать ваша репутация и важно об этом помнить.
и запусти продажи
в одной программе!
- Кассовая программа
- Складской учет
- Готовая Система лояльности
- Готовый Интернет-магазин в подарок!
- Покажем как всё работает, ответим на
любые вопросы! - Поможем: настроить кассу и заполнить
остатки за 1 день! - Подключим готовый интернет-магазин в
подарок! - Расскажем о вас всему миру, в разделе
Кейсы на нашем сайте!