bool(false)
Онлайн-Котсультант
Здравствуйте!
А вы знаете, что контролировать продажи - выручку, закупки и остатки товаров - легко с программой "Класс365"? Это удобный сервис для розничной и оптовой и онлайн-торговли.
Просто попробуйте, это бесплатно!
Хочу узнать подробности.
Нет, спасибо!
Свернуть
bool(false) bool(false) bool(false) bool(false) bool(false) bool(false)
методы управления персоналом
Работа с персоналом

Методы управления персоналом: какие существуют и чем различаются

11.05.2021
Денис Биргалин
2196

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram
и группы во Вконтакте и Фейсбуке. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

О чем вы узнаете:

Ни для кого не секрет, что успех компании во многом зависит от людей, которые в ней работают. Поэтому в HR-менеджменте существуют самые разные методики управления персоналом, которые помогают раскрывать способы воздействия на людей с целью управления их деятельностью. О них мы расскажем подробнее в нашем материале.

Как помогают разные методы управления персоналом

Начнем с того, что чем грамотнее построена система управления персоналом, тем лучше и успешнее будет работать любая компания. Проще говоря, вашей HR службе нужно всегда искать и находить подходящие механизмы взаимодействия с людьми. А помощь всех методов, которые существуют, в том, чтобы прийти к какой-либо управленческой цели. Например, повысить производительность труда на нужном компании участке. Но для полноценного результата на этом пути надо оказывать влияние на подчиненных, используя рычаги и стимулы. Они могут быть самые разные, о них подробнее далее. 

Стандартные методы, которые используются повсеместно 

Их не так много, и в одной компании могут применятся сразу два метода. Они следующие:

  • организационно-распорядительные. В этом случае подразумеваются исключительно указания вышестоящего руководства;
  • экономические. Здесь все просто, персонал стимулируют материальными благами: премии, доплата за сверхурочную работу и т.д.;
  • социально-психологические. Сюда входят тренинги, обучение персонала и т.п. Данный метод активно используется для повышения социальной активности персонала. 

Специалисты советуют не ждать, когда проблемы внутри компании дойдут до такого уровня, когда применять эти методы нужно будет срочно. К примеру, социально-психологический метод можно использовать периодически, то есть проводить для персонала различные полезные тренинги с привлечением сторонних специалистов. Также всегда “на ура” подчиненными воспринимается обучение. Ведь за него платить им не нужно, зато можно получить новые знания. Это тоже отлично сплачивает коллектив.

Для работы с персоналом советуем использовать программу для постановки и контроля задач сотрудников Класс365. Сервис имеет возможность распределения задач по степени важности и обозначения ответственных, комментирования и обсуждения каждого поручения и включает отчет “Журнал активности” для отслеживания всех действий. Узнать обо всех функциях Класс365 более подробно можно здесь >>

Таблица-схема с методами 

Чтобы вы не запутались во всех методах, наглядно они представлены в схеме ниже, берите на вооружение.

методы управления персоналом

Это полезно: профессиональное выгорание и как его выявить >>

Экономический метод управления персоналом

Это, пожалуй, самый распространенный и популярный метод. Работодателям всегда эффективно удается воздействовать на работников при помощи материальной стимуляции — это премии, доплаты и т.д. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Заработная плата

Выражает непосредственный интерес наемных работников, отражается в себестоимости продукции и распределяется между отдельными работниками в зависимости от затраченного труда, а также спроса и предложения на продукцию.

Премия и другие выплаты

Довольно часто разные компании платят сотрудникам премии за дополнительную работу, перевыполнение планы и т.д. Но есть и такая категория работников, у которых стимулирующие выплаты установлены на законодательном уровне. К ним относятся те, кто трудится на вредных и опасных производствах, в местах с тяжелыми климатическими условиями. 

Также читайте: виды заработной платы и формы оплаты труда в 2021 году >>

Гарантии и компенсации

Здесь понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области трудовых отношений. А компенсации — это выплаты, компенсирующие сотрудникам затраты, которые они совершили при выполнении своих обязанностей. 

Льготы и привилегии

Они, опять же, чаще всего относятся к работникам, которые трудятся на вредных или опасных производствах. Привилегии человек может получить за ненормированный рабочий день, переработку и т.д. Выражаются они в качестве отгулов или дополнительных денежных выплат. Кроме этого, к экономическим методам управления персонала можно отнести и материальную помощь. Она выплачивается в виде компенсаций в чрезвычайных или экстремальных ситуациях: смерть сотрудника на производстве, несчастный случай и т.д. 

Плюсы и минусы метода

Среди преимуществ можно выделить понимание человеком того, что за свою работу он получит деньги. Здесь нет финансовых ограничений: сколько отработал, столько и получил. Также можно брать отгулы за переработку. Среди недостатков — ненормированный рабочий день, отсутствие понимания миссии компании сотрудниками, поскольку при таком методе управления важен сиюминутный результат. Кроме того, о каком-то сплочении коллектива в данном случае говорить не приходится, здесь у человека одна цель -заработать.

Программа отчетов и анализа продаж Класс365 быстро сформирует для вас подробные отчеты о рентабельности продаж и их анализ, данные о прибылях и убытках, информацию о движении и остатках товаров. Также она позволяет проводить онлайн-мониторинг работы розничных точек и увидеть текущее состояние по кассам. Ознакомиться более подробно со всеми функциями программы Класс365 можно здесь >>

Административный метод управления персоналом

Подобный метод соответствуют правовым нормам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Это большой комплекс работ с сотрудниками, в который входят: формирование структур органов управления, создание и утверждение административных норм и нормативов, подбор персонала, его адаптация, разработка должностных инструкций, издание приказов и распоряжений. 

Организационные воздействия

Здесь во главе угла стоит устав компании, штатное расписание, трудовые договоры с сотрудниками, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Именно они призваны регламентировать работу сотрудников, с их помощью можно поощрять или, наоборот, наказывать.

Распорядительное воздействие

Если говорить просто, то в этом случае подразумевается, что все сотрудники должны соблюдать требования, прописанные в вышеизложенных документах. Например, если в организации вышел приказ, что Иванов, Петров, Сидоров обязаны пройти тренинг, который организуется внутри предприятия, то ослушаться они просто не имеют права, иначе им грозит выговор и т.д. Что касается таких инструментов воздействия, как указания и инструкции, то они оперативно регулируют управленческий процесс, хотя затрагивают ограниченное число сотрудников. 

Дисциплинарная ответственность и взыскания

Когда не предприятии возникает неприятная ситуация с сотрудником, к примеру, он систематически опаздывает, не выполняет вовремя порученный ему объем работы и многое другое, то руководство имеет полное право применять к нему некие санкции. Это могут быть выговор, замечание, лишение премии и даже увольнение. 

Материальная ответственность

Здесь все просто: если работник нанес ущерб компании (сломал дорогостоящий компьютер), то он несет за это ответственность и компенсирует компании убытки. Безусловно, сначала нужно доказать, что техника была испорчена, а не просто вышла из строя из-за старости или внутренней поломки. 

Административная и уголовная ответственность

Применяется в случае, если сотрудник совершает административные и уголовные правонарушения. На рабочем месте чаще всего может быть: превышение полномочий, самоуправство, хищение денежных средств, имущества, получение взятки, нарушение законов о труде (похищение или подделка документов, увольнение беременной женщины или кормящей матери).

Чем хорош и плох данный метод

Плюсов здесь немало, например, всегда есть конкретный ответственный за ошибку, использовать его можно в производствах, где трудятся рабочие, и им не нужно проявлять креативность и творчество. Здесь не нужно стараться мотивировать сотрудников психологическими способами, доносить до них видение учредителей о стратегии развития предприятия.

Минус здесь один, но он весьма весомый: немногие люди выдерживают подобный способ взаимодействия с ними. Если вы используете данный метод, то рискуете получить текучку кадров, ведь постоянно выполнять приказания сложно, моральный дух персонала может снижаться изо дня в день. 

Полностью автоматизировать процесс ведения Книги Учета Доходов и Расходов в электронном виде позволит сервис Класс365. КУДиР заполняется автоматически за счет учтенных в системе первичных документов по доходам и расходам (включая зарплаты сотрудников, страховые взносы и чеки). Сформировать книгу можно в любой момент с любого устройства. Ознакомиться более подробно с полным списком возможностей программы Класс365 можно здесь >>

Социально-психологический метод управления персоналом

методы управления персоналом

Данный вид едва ли не ключевой в HR-менеджменте. Здесь следует делать упор на психологическое воздействие на работников, моральное стимулирование, стараться развивать в людях инициативу, стремление работать, покорять новые вершины, вести за собой людей. Используя данный метод, специалисты отдела кадров могут быстро выявить неформальных лидеров, аутсайдеров, понять, кому нужна моральная поддержка, а кому — нет. Иначе говоря, создать в коллективе благоприятную атмосферу и наладить эффективную коммуникацию. 

Подбор сотрудников

Опытный HR-специалист помимо опыта и квалификации потенциального соискателя всегда выявит его психотип, интроверт он или экстраверт. Это очень важно, ведь если человек попадет в среду, где ему будет крайне некомфортно, то он попросту уволится, и кадровику придется все начинать сначала. 

Имидж руководства и атмосфера в компании

Это очень важный пункт, ведь сотрудники всегда ориентируются на свое начальство. Какое оно? Способно понять человека в трудную минуту или, может быть, ему проще сразу “избавиться” от работника? Руководитель, если он, конечно, хочет, чтобы его коллектив работал эффективно, должен создать атмосферу, где специалисты работают с удовольствием и инициативой без каких-то негативных стимулов. Да, порой это сделать трудно, но совместно со специалистами отдела кадров, маркетинговой службой можно придумать мотивационные программы и тренинги. 

Корпоративы, обучения

Многие руководители экономят на проведении корпоративов и совершенно зря. Можно не гулять на полную катушку, а провести выезд на природу всей командой. Корпоративные мероприятия заметно сплачивают коллектив, люди лучше узнают друг друга, новичкам здесь проще влиться в команду. Примерно такой же эффект имеет совместная учеба. Проведите опрос, чему бы хотели обучиться ваши сотрудники. Пригласите специалистов и проведите небольшой мастер-класс. Пользы от такого мероприятия будет довольно много. 

Автоматизируйте складской учет и программу управления складом в удобной программе Класс365. В одной программе с любого устройства вы можете работать с товаром, возвращать и резервировать товар в два клика, проводить инвентаризацию, переводить внутренние заказы напрямую к поставщику и многое другое. Более подробно о возможностях программы Класс365 вы можете узнать здесь >>

Когда следует менять методы управления персоналом

Как мы говорили ранее, не стоит ждать, когда проблемы с персоналом станут внушительными. Всегда важно анализировать кадровую политику, чтобы понять, какие проблемы в ней существуют и что предпринять, чтобы ее улучшить. Можно выделить ряд признаков, которые являются сигналами, что пора менять методы управления персоналом:

  • организация стала больше, и появилась потребность в создании единой системы управления;
  • количество работников растет, а экономические показатели нет;
  • руководитель отчетливо видит, что его команда не заинтересована в развитии организации, она безынициативна;
  • отсутствие кадровой политики;
  • низкоквалифицированные сотрудники, организация технического перевооружения;
  • если сотрудники недовольны заработной платой, карьерным ростом, условиями труда; 
  • слабая адаптация новичков и высокая текучесть кадров.

Вот они, “звоночки”, которые не стоит упускать из виду. Конечно, многие могут подумать, что ничего страшного нет, мол, лишнее отсеется. Но ведь так можно лишиться и ценных кадров. Если руководству не все равно, то оно принимает меры и начинает использовать новые методы.

Читайте также: авторитарный стиль управления и как правильно применять >>

Как оценить эффективность изменений

методы управления персоналом

Оценить эффективность нового метода можно довольно просто: должна измениться текучесть кадров, атмосфера в коллективе должна стать более доброжелательной и располагающей, количество людей, которые были недовольны условиями работы, должно снизиться в разы. Также следует отслеживать динамику изменений в показателях работы тех сотрудников, которых обучали (работают ли лучше?). 

Главный показатель, который говорит об эффективности выбранного метода — достижение стратегический задач компании. Если получается, то вы на правильном пути. Нет? Попробуйте использовать иной метод. 

Да, работать с персоналом не так просто, как может показаться. Поэтому следует грамотно выбирать метод, который, как вы считаете, подходит к вашей сфере деятельности. Не стоит бояться ошибок на этом пути, ведь коллектив меняется, и старый метод может с ним уже не работать. Отслеживайте эти изменения и будьте готовы стартовать с новым методом управления персонала.

CRM и Складской учет
в одной программе!

Автоматизация оптовых продаж
Автоматизация продаж в CRM:
  • Сопровождение клиента в CRM на всех этапах,
    + история взаимодействия
  • Сбор заявок и заказов с сайтов
  • Подключение IP-телефонии
  • Отправка Писем, КП, Договоров
    с автозаполнением по шаблонам
  • Работа с наличием и под заказ
Автоматизация Склада и Закупок:
  • Автоматизация работы с поставщиками
  • Формирование закупа на основе
    заказов клиентов и по аналитике продаж
  • Комплектация заказов на складе,
    через мобильное приложение.
  • Первичная документация в одной системе
  • Выгрузка в 1С-Бухгалтерия
Внедрение продукта с помощью наших специалистов под ключ!

 

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram
и группы во Вконтакте и Фейсбуке. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

11.05.2021
Денис Биргалин
2196

Похожие материалы
Увеличение продаж
Участие в тендерах: как подать документы и советы для начинающих

О чем вы узнаете: Определение тендера простыми словами Какие лица допускаются к участию в тендерах Какие бывают тендеры Как участвовать в тендерах...
6.05.2021
Денис Биргалин
3396
Как управлять магазином
Виды заработной платы и формы оплаты труда в 2021 году

О чем вы узнаете: Что такое зарплата По закону или по воле предпринимателя Про оклад и тариф Факторы, влияющие на размер реальной заработной платы...
14.04.2021
Денис Биргалин
2248

Подойдет ли мне сервис?