Порядок регистрации ИП в 2021 году
Сегодня для того, чтобы открыть ИП, совсем не обязательно нанимать специалиста. Главное – грамотно заполнить форму Р2100, выбрать код ОКВЭД, вид налогообложения и собрать необходимые документы. Звучит устрашающе? На самом деле все не так уж сложно. В нашем материале дадим пошаговую инструкцию по регистрации ИП, расскажем, как заполнить заявление, какие документы куда подать и, главное, как это сделать без сторонней помощи.
Какие документы обязательны для регистрации ИП
Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя можно только по месту жительства или пребывания. Подать документы можно в бумажном виде или онлайн, не выходя из дома.
Если вы выбрали первый вариант, стоит обратиться в МФЦ или налоговую инспекцию. Если второй, то можно воспользоваться сервисом регистрации бизнеса РБиДОС, личным кабинетом сайта ФНС или Госуслуг. Для регистрации ИП понадобятся следующие документы:
- оригинал паспорта или нотариально заверенные копии всех страниц (если вопросом будет заниматься доверенное лицо);
- заполненное заявление по форме Р21001;
- квитанция об оплате госпошлины;
- дополнительные документы, если заявление на регистрацию ИП подаёт несовершеннолетний (письменное согласие законных представителей — родителей, усыновителей или попечителя).
Регистрация ИП 2021: пошаговая инструкция
-
Выбрать вид деятельности в справочнике ОКВЭД
Предприниматель может заниматься любой деятельностью, которая разрешена по закону. Но есть виды деятельности, которыми могут заниматься только компании. Например, продажей алкоголя в розницу.
Также ИП может заниматься сразу несколькими видами деятельности, то есть сначала выбрать один, а после добавить еще несколько. Но важно выбрать то направление, которое будет для ИП основным. Это может повлиять на налоги, разрешения и лицензии.
Определившись с видом деятельности, нужно выбрать ее код в справочнике ОКВЭД и указать его в документах на регистрацию.
-
Выбрать систему налогообложения
От этого зависит, сколько налогов будет платить ИП, какую отчетность ему придется сдавать и какой деятельностью он сможет заниматься.
Есть система налогообложения, которая применяется по умолчанию, если ИП не выбрал спецрежим. Эту систему сокращенно называют ОСНО. На ней сложнее учет и больше поводов для проверок, а предприниматель платит налог на доходы и НДС почти как фирма.
Поэтому ИП чаще выбирают один из спецрежимов. Это такие системы налогообложения, на которых платится один налог или используется льготная ставка. Вот из каких спецрежимов ИП может выбирать:
- УСН (упрощенная система налогообложения). Можно платить налог с дохода или с разницы между доходами и расходами. Есть ограничения по обороту, количеству сотрудников и видам деятельности. Сдавать декларацию требуется один раз в год.
- ЕНВД (единый налог на вмененный доход). Налог нужно платить не от фактического дохода, а от вмененного. Этот спецрежим можно применять вместе с другими. Декларацию подавать нужно каждый квартал. Важно отметить, что ЕНВД с января 2021 года перестает существовать. Но уже и в этом году продавцам товаров, подлежащих обязательной маркировке, нельзя его использовать.
Пошаговая инструкция по переходу с ЕНВД на другую систему налогообложения>>
- ПСН (патентная система налогообложения). Суть – покупка патента на конкретный вид деятельности на несколько месяцев или год. Налог тоже не зависит от фактического дохода. Отчетности здесь нет, но право на патент легко потерять, если просрочить очередную оплату.
- ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Этот спецрежим подходит для определенных отраслей, например сельскохозяйственных компаний. Он заменяет налог на прибыль, имущество и НДС. Налог платят два раза в год, а декларацию сдают по итогам года.
ИП должен уведомить налоговую инспекцию о выбранном спецрежиме не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, иначе предпринимателю придется работать на ОСНО.
-
Заполнить и подать заявление на регистрацию индивидуального предпринимателя
Если вы решили стать ИП, необходимо сообщить о своем решении налоговой. Для этого в регистрирующий орган нужно подать ряд документов: заявление по установленной форме Р21001, заверенную подписями копию паспорта и квитанцию об оплате госпошлины.
Р21001 – довольно простой документ на 5 листах, который, тем не менее, требует тщательности и внимательности при заполнении. Если в заявлении будут допущены неточности, ошибки, вам могут отказать в государственной регистрации.
Прописать в заявлении необходимо ФИО, ИНН, дату и место рождения, паспортные данные, основной и дополнительные коды ОКВЭД, контактный телефон.
Скачать форму Р21001 для заполнения заявления о регистрации ИП>>>
Копию паспорта и заявление нужно заверить либо нотариально, если документы подает доверенное лицо, либо собственноручной подписью, если документы подаются лично с одновременным предоставлением оригинала паспорта, либо КЭП, если документы предоставляются в электронном виде.
Сумма госпошлины составляет 800 рублей. Однако ее не нужно платить, если заявление на регистрацию ИП подается в электронной форме через портал Госуслуг, МФЦ или сайт ФНС.
Весь пакет документов для государственной регистрации ИП можно подать лично или по доверенности в ФНС или МФЦ, онлайн через портал Госуслуг или сайт ФНС, а также отправив по почте.
-
Получить документы о подтверждении регистрации ИП
Как правило, документы предприниматель может получить уже через три рабочих дня. Контролирующий орган выдаст выписку из единого реестра ЕГРИП. Свидетельство о регистрации сейчас не выдают.
После официальной регистрации можно на законных основаниях вести предпринимательскую деятельность: заключать договоры, открывать расчетные счета, нанимать сотрудников.
Причины отказа ФНС в регистрации ИП
Отказать в регистрации ИП в 2021 году могут по разным причинам:
- если форма Р21001 была заполнена с ошибками;
- если заявитель недееспособен, признан банкротом, уже зарегистрирован в качестве ИП и т.д.
Получив отказ, заявитель вправе подать документы повторно.
Что делать после регистрации
Этот вопрос волнует многих предпринимателей, ведь документы на руках, но процесс еще не завершен. Итак, после регистрации следует:
-
Оформить сотрудников
Заработать большие деньги и создать успешный бизнес одному – трудно. Поэтому многие ИП нанимают работников, с которыми необходимо заключить трудовой договор. Но обязанности работодателя не ограничиваются заключением договора. Работнику надо вовремя платить зарплату и перечислять за него страховые взносы.
Подробно о том, как руководитель должен вести себя с подчиненными, читайте тут>>>
-
Встать на учет в ФСС
Если у ИП нет работников, то на учет можно не становиться. Если предприниматель нанимает сотрудников, то ему необходимо встать на учет в течение месяца после заключения трудового договора с работником.
Предоставить в ФСС необходимо: заявление, копию паспорта ИП, ИНН, лист записи ЕГРИП, копию ТК работника или заключенного с ним трудового договора.
-
Сообщить о работе контролирующим органам
Помимо налоговой есть и другие контролирующие органы, которые отслеживают деятельность малого бизнеса. Например, Роспотребнадзор. Этот государственный орган защищает права потребителей-физических лиц.
Есть перечень видов деятельности, о начале которых надо сообщать: гостиничные и некоторые бытовые услуги; услуги общепита; розничная и оптовая одеждой, кожей и т.д.
-
Получить коды статистики
Они представляют собой сведения из Статрегистра Госстата. Указание кодов статистики требуется при:
- открытии расчетного счета в банке,
- сдачи налоговой или статистической отчетности,
- открытии филиала организации и в других случаях.
Как узнать свои коды статистики? Вы можете уточнить эту информацию при сдаче документов на регистрацию, самостоятельно обратиться в территориальное отделение Госстата.
-
Получить лицензию
Лицензия – это разрешение на право осуществлять конкретный вид деятельности, которое выдается специальным лицензирующим органом. Это может быть МВД России, Росздравнадзор, Россельхознадзор, Рособнадзор,
Для получения лицензии необходимо соответствовать определенным требованиям и оплатить госпошлину. Лицензии на право розничной торговли алкоголем выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
-
Открыть расчетный счет
По закону, открывать расчетный счет ИП не обязательно, ведь не каждому предпринимателю он необходим.
Например, если бизнесмен занимается оказанием услуг гражданам, то счет в банке ему не нужен.
Однако если ИП планирует работать с организациями, то наличие расчетного счета в банке просто необходимо. Выбрать можно любой подходящий банк.
-
Приобрести и подключить онлайн-кассу
Всем ИП за редким исключением нужно применять в работе онлайн-кассу при приеме оплаты за товары или услуги.
Сегодня предприниматели могут выбрать из большого многообразия онлайн-касс. Например, автономные ККТ – бюджетные устройства, которые могут работать без подключения компьютера или смартфона; фискальные регистраторы, которые похожи на принтеры для чеков, работают быстрее, чем автономные кассы, но требуют подключения к ПК; смарт-терминалы – онлайн-кассы, которые, как и автономные могут работать от аккумулятора и без подключения к компьютеру, но в отличие от автономок имеют большой сенсорный экран, а некоторые модели оснащены также встроенным сканером штрих-кода и терминалом для приема безналичной оплаты.
Также обращаем внимание, что значительно упрощает работу на ККТ кассовая программа, а при работе с фискальным регистратором, без нее просто не обойтись. Класс365 предлагает бесплатную и понятную кассовую программу, которая полностью соответствует 54-ФЗ. В ней можно вести полноценный кассовый учет, редактировать чеки, принимать комбинированную оплату, печатать этики и многое другое. Оценить весь функционал кассовой программы можно прямо сейчас>>>
Ответы на популярные вопросы
Кто может открыть ИП?
Сегодня открыть ИП в РФ может любой дееспособный гражданин, иностранец и человек без постоянной регистрации. Зарегистрироваться в качестве ИП могут также подростки, которым исполнилось 16 лет и которые объявлены полностью дееспособными решением органов опеки и попечительства или суда, и даже подростки с 14 лет при условии согласия родителей.
Кому можно не открывать ИП?
Если вы занимаетесь выращиванием и уходом за сельскохозяйственными растениями, репетиторством, уборкой помещений, видеосъемкой, разведением домашних животных, работаете сиделкой, аниматором и пр., то регистрироваться в качестве индивидуально предпринимателя вам не обязательно.
Однако придется оформить самозанятость, чтобы не иметь проблем с законодательством.
Инструкция по оформлению самозанятости>>
В чем преимущества ИП перед ООО и самозанятостью?
Сравнивая все возможные варианты регистрации предпринимателей, можно сделать вывод, что быстрее и дешевле сделать это в качестве ИП или самозанятого. У ООО гораздо больше налогов, бумажной волокиты.
Преимущества ИП: небольшой пакет документов при регистрации, небольшой размер госпошлины, нет обязанности вести бухучет, деньгами на расчетном счете можно распоряжаться по своему усмотрению.
Однако есть ситуации, когда предприниматель не может открыть ИП или стать самозанятым. В таких случаях требуется регистрация ООО.
Сколько стоит открыть ИП?
При открытии ИП необходимо заплатить госпошлину в размере 800 рублей, если вы будете направлять все бумаги в контролирующие органы через доверенное лицо — необходима нотариальная доверенность, это еще около 1500 рублей.
Если вы решили обратиться за помощью в проведении регистрации к профессионалам, то закладывайте еще от 3000-5000 рублей.
О том, сколько придется потратить на покупку, настройку и подключение онлайн-кассы, читайте здесь>>>
Сколько времени нужно, чтобы открыть ИП?
Для того, чтобы зарегистрировать ИП, нужно подготовить документы и после подать их в налоговый орган. Вся процедура занимает, как правило, дня три.
Как правило нужен один рабочий день, чтобы подать документы; три рабочих дня на регистрацию ИП; на 5 рабочий день можно получить лист записи ЕГРИП.
Как вносить изменения в сведения об ИП?
Если вы сменили фамилию, адрес места жительства, то об этих изменениях сообщать не нужно. Если же поменять другие данные в реестре (например, предприниматель решил сменить код ОКВЭД), то об этом нужно сообщить в налоговую инспекцию. Подать документы нужно в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений.
Как получить налоговые каникулы?
Претендовать на налоговые каникулы могут лишь те, кто впервые зарегистрировался в качестве ИП. Также их деятельность должна быть связана с социальной сферой, производством или наукой.
Налоговые каникулы предоставляются не во всех регионах. Всегда уточняйте, есть ли такая возможность именно у вас.
Если вы планируете использовать УСН, никаких специальных форм для получения льготы заполнять не нужно. После регистрации вы подаете обычное уведомление о переходе на УСН по форме 26.2-1 и в течение года не платите ни авансовые платежи, ни налог. По итогам года сдаете декларацию по упрощённому налогу в обычном порядке. Там вы укажете все полученные за год доходы, но в строках 120-123 (объект «Доходы») или 260-263 (объект «Доходы минус расходы») укажете ставку налога 0%. Соответственно, налог к уплате будет нулевым.
и запусти продажи
в одной программе!
- Кассовая программа
- Складской учет
- Готовая Система лояльности
- Готовый Интернет-магазин в подарок!
- Покажем как всё работает, ответим на
любые вопросы! - Поможем: настроить кассу и заполнить
остатки за 1 день! - Подключим готовый интернет-магазин в
подарок! - Расскажем о вас всему миру, в разделе
Кейсы на нашем сайте!