Как сделать ЭЦП
Управление бизнесом

Как получить ЭЦП: инструкция для физических и юридических лиц

23.10.2020
Дарья Перепелкина
262

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram
и группы во Вконтакте и Фейсбуке. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

Электронно-цифровая подпись является аналогом обычной подписи и дает возможность использовать цифровую документацию наравне с классическим бумажным вариантом. В нашей статье мы расскажем, где она может использоваться, каких видов бывает, как получить ЭЦП и сколько это стоит.

Зачем нужна ЭЦП

Популярность ЭЦП с каждым годом растет. Связано это с увеличением компаний, которые используют электронный документооборот.

Ее применение позволяет решить сразу несколько моментов:

  • Невозможность отказаться. Даже в ситуации, когда человек не признает подписание документа или авторство, электронная подпись является неопровержимым доказательством;
  • Обеспечивает неизменность данных после подписания, которые содержатся в документе.

Также ЭЦП потребуется при регистрации онлайн-кассы и заключении договора с ОФД. Однако все эти работы можно передать на аутсорс. Специалисты сервиса Онлайн Чеки зарегистрируют вашу онлайн-кассу на сайте ФНС, подключат ее к ОФД и обучат кассиров работе с ККТ и кассовой программой в рамках настройки «под ключ».

Онлайн-касса
для интернет магазина
+ Полное техническое сопровождение
  • Можно купить в рассрочку
  • Все популярные модели Атол и Эвотор
  • Сделаем все “под ключ”
  • Доставим DHL за 1 день
Оформи заявку и получи бесплатную настройку!

 

Подробнее о том, зачем при подключении онлайн-кассы нужна ЭЦП и как работать на кассовом аппарате, читайте тут>>

Также электронно-цифровая подпись имеет ряд преимуществ, перед обычной:

  • Высокий уровень безопасности. В отличии от электронной классическую подпись легко подделать;
  • Возможность подачи документов и подписания соглашений без личного присутствия;
  • Возможность участвовать в электронных торгах, где наличие ЭЦП является одним из обязательных условий.

Виды электронно-цифровой подписи

Всего существует три вида ЭЦП, которые предназначены для разных сфер и имеют разную степень защиты:

  • Простая электронная подпись. Имеет низкую степень защиты и узкий круг применения;
  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись. Обладает средней степенью защиты. Чтобы она была признана аналогом обычной подписи, необходимо наличие доп. соглашения между сторонами, которые участвуют в электронном документообороте;
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись. Имеет самую высокую степень защиты, является абсолютным аналогом классической подписи.

Виды электронно-цифровой подписи

Простая электронная подпись

Представляет собой комбинацию цифровых данных, которые дают возможность идентификации личности.

Ярким примером является код в смс, который отправляется по указанному номеру телефона и позволяет войти в личный кабинет.

Простая электронная подпись имеет довольно узкий круг применения:

  • регистрация или авторизация на веб-сайтах;
  • заверение электронной документации;
  • использование в качестве ключа к базе данных, которая имеет защиту в виде пароля.

Такая ЭЦП не обладает юридической силой. Она не подходит для заверения и подачи документов в государственные органы и для участия в электронных торгах в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Чтобы использовать простую ЭЦП для подписания документов, необходимо доп. соглашение, которое должно быть подписано всеми участниками электронного взаимодействия.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись

Наиболее часто эта подпись хранится на USB-носителе. Также в некоторых случаях ее может создавать программа, с которой вы работаете. Однако тогда распознавать подпись будет только она.

Неквалифицированная электронная подпись применяется в следующих ситуациях:

  • подписание внутренней электронной документации предприятия;
  • участие в электронных торгах;
  • сотрудничество с контрагентами при наличии дополнительного соглашения, подписанного всеми участниками.

Больше всего она подходит для физических лиц. Индивидуальным предпринимателям и компаниям подойдет при больших объемах документооборота. В остальных случаях ее функционал может быть недостаточен.

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Для создания этого вида подписи используются сертифицированные криптографические средства, впоследствии ее ключ переносят на USB-носитель. Также удостоверяющим центром выдается сертификат.

Квалифицированная электронная подпись включает в себя две части:

  • Проверочный сертификат для ключа подписи;
  • Установочный пакет спецпрограммы, использование которого возможно в ограниченный период действия ключа.

Уровень защиты данных в подписи устанавливается ее владельцем. Срок защиты ограничений не имеет и будет сохраняться даже после истечения срока действия самого ключа.

Усиленная квалифицированная подпись является полным аналогом классической подписи и позволяет применять ее в абсолютно любых ситуациях. Это лучший вариант, чтобы сделать ЭЦП для юридического лица.

К недостаткам можно отнести только обязательную ежегодную оплату сертификата ЭЦП.

Как получить электронно-цифровую подпись

В реальности пользователи получают не электронно-цифровую подпись, а так называемый инструмент, который для каждой подписи свой.

Получение простой ЭЦП напрямую зависит от системы, для которой она создается. Например, если это мобильный банк, то связка логин-пароль в качестве электронно-цифровой подписи выдается самим банком.

Если же необходимо получение усиленной ЭЦП, то инструментом будет сертификат электронно-цифровой подписи, который выдается удостоверяющим центром.

Также есть отличия в получении сертификата для квалифицированной (КЭП) и неквалифицированной (НЭП) подписи.

В случае с КЭП удостоверяющий центр должен иметь аккредитацию Минкомсвязи.

Если мы говорим о НЭП, то удостоверяющий центр должен быть связан с информационной системой, для которой планируется применение подписи. При этом аккредитация не обязательна.

Также получение ЭЦП возможно в МФЦ.

Если КЭП нужна вам для регистрации онлайн-кассы. То все работы по ее получению вы можете доверить специалистам сервиса Онлайн Чеки. Помимо этого, они зарегистрируют ККТ на сайте налоговой инспекции, подключат ее к ОФД и обучат использованию кассовой программы.

Подключим вашу
розничную кассу
к интернет-магазину
Бумажные чеки для розницы и электронные
чеки для интернет-магазина
на одной кассе!
  • Экономия 20 000 руб на покупке второй онлайн-кассы
  • Ваши бизнес будет соответствовать всем требованиям 54-ФЗ
  • Можно подключить большинство
    популярных онлайн-касс
Оставь заявку сейчас
и получи персональное предложение!

 

Подробнее о выборе подходящего кассового аппарата читайте тут>>>

Перечень необходимых документов для получения квалифицированной подписи:

  • Заявление для изготовления ЭЦП;
  • Выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
  • Копия устава (необходима организациям);
  • Паспорт и СНИЛС (для индивидуальных предпринимателей).

Пошаговая инструкция по регистрации ИП>>>

Получение ЭЦП для юридических и физических лиц практически не имеет отличий. Разница состоит в том, что организации необходимо предоставить документы, которые подтверждают назначение на должность лица, на которого оформляется электронная подпись.

Скачать бланк заявления на получение ЭЦП>>

Сколько стоит ЭЦП

Стоимость электронно-цифровой подписи для юридических и физических лиц имеет некоторые отличия.

Для физического лица стоимость ЭЦП будет от 2150 рублей, в которые входит:

  • Токен (разово) – 1200 рублей;
  • ЭЦП (ежегодно) – от 950 рублей;
  • Программа СКЗИ – бесплатно.

Для юридического лица стоимость ЭЦП начинается от 2700 рублей, в которые входит:

  • Токен (разово) – 1200 рублей;
  • ЭЦП (ежегодно) – от 1500 рублей;
  • Программа СКЗИ – бесплатно (возможно использование коммерческого варианта, цена от 900 рублей).

Области применения электронной подписи

Любая электронная подпись может применяться для:

  • Внутреннего и внешнего документооборота;
  • Арбитражного суда;
  • Документооборота с физлицами.

Простая электронная подпись может также применяться для госуслуг.

Квалифицированная электронная подпись имеет наиболее широкий спектр применения, помимо перечисленных сфер, она также подходит для:

  • Контролирующих органов, а именно ФНС, ФСС, ПФР;
  • Электронных торгов (без дополнительных соглашений).

Срок действия ЭЦП

Электронная подпись выдается на 1 год, поэтому требуется ее перевыпуск. В случае, если срок действия подписи закончился, перевыпуск будет недоступен, потребуется оформление новой подписи.

Для своевременного перевыпуска необходимо:

  • Подать заявку онлайн или по телефону в удостоверяющий центр;
  • Подписать запрос на сертификат;
  • Оплатить счет и дождаться одобрения заявки;
  • Подписать бланк сертификата ЭЦП.

Что делать, если ключ от подписи был украден или потерян

В ситуации, если ключ от подписи был утерян, важно сразу сообщить об этом в удостоверяющий центр или МФЦ, где был получен сертификат. После этого он будет отозван для невозможности использования злоумышленниками.

Также важно сообщить об утере ключа партнерам, чтобы они знали о вероятности использования подписи третьими лицами.

К сожалению, восстановление или перевыпуск утерянного ключа невозможен. Понадобится собирать пакет документов и приобретать новую подпись.

Автоматизируй магазин
и запусти продажи
в одной программе!
  • Кассовая программа
  • Складской учет
  • Готовая Система лояльности
  • Готовый Интернет-магазин в подарок!
Начать работу Консультация специалиста
по внедрению в подарок!
  • Покажем как всё работает, ответим на
    любые вопросы!
  • Поможем: настроить кассу и заполнить
    остатки за 1 день!
  • Подключим готовый интернет-магазин в
    подарок!
  • Расскажем о вас всему миру, в разделе
    Кейсы на нашем сайте!

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram
и группы во Вконтакте и Фейсбуке. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

23.10.2020
Дарья Перепелкина
262

Похожие материалы
Директору магазина
Точка безубыточности: формулы, способы и наглядные примеры расчетов

О чем вы узнаете: Что такое точка безубыточности Где, как и когда можно использовать точку безубыточности Что нужно знать, чтобы сделать расчет точки...
19.10.2020
Дарья Перепелкина
407
Увеличение продаж
Внедрение CRM-системы: этапы, ошибки и стоимость

Предприниматели при внедрении CRM-системы сталкиваются с проблемой непонимания этапов процесса. С чего же начать, чтобы интеграция программы в бизнес-процессы п...
2.11.2020
Дарья Перепелкина
265

Подойдет ли мне сервис?