Как получить ЭЦП: инструкция для физических и юридических лиц
Электронно-цифровая подпись является аналогом обычной подписи и дает возможность использовать цифровую документацию наравне с классическим бумажным вариантом. В нашей статье мы расскажем, где она может использоваться, каких видов бывает, как получить ЭЦП и сколько это стоит.
Зачем нужна ЭЦП
Популярность ЭЦП с каждым годом растет. Связано это с увеличением компаний, которые используют электронный документооборот.
Ее применение позволяет решить сразу несколько моментов:
- Невозможность отказаться. Даже в ситуации, когда человек не признает подписание документа или авторство, электронная подпись является неопровержимым доказательством;
- Обеспечивает неизменность данных после подписания, которые содержатся в документе.
Также ЭЦП потребуется при регистрации онлайн-кассы и заключении договора с ОФД. Однако все эти работы можно передать на аутсорс. Специалисты сервиса Онлайн Чеки зарегистрируют вашу онлайн-кассу на сайте ФНС, подключат ее к ОФД и обучат кассиров работе с ККТ и кассовой программой в рамках настройки «под ключ».
для интернет магазина
+ Полное техническое сопровождение
- Можно купить в рассрочку
- Все популярные модели Атол и Эвотор
- Сделаем все “под ключ”
- Доставим DHL за 1 день
Также электронно-цифровая подпись имеет ряд преимуществ, перед обычной:
- Высокий уровень безопасности. В отличии от электронной классическую подпись легко подделать;
- Возможность подачи документов и подписания соглашений без личного присутствия;
- Возможность участвовать в электронных торгах, где наличие ЭЦП является одним из обязательных условий.
Виды электронно-цифровой подписи
Всего существует три вида ЭЦП, которые предназначены для разных сфер и имеют разную степень защиты:
- Простая электронная подпись. Имеет низкую степень защиты и узкий круг применения;
- Усиленная неквалифицированная электронная подпись. Обладает средней степенью защиты. Чтобы она была признана аналогом обычной подписи, необходимо наличие доп. соглашения между сторонами, которые участвуют в электронном документообороте;
- Усиленная квалифицированная электронная подпись. Имеет самую высокую степень защиты, является абсолютным аналогом классической подписи.
Простая электронная подпись
Представляет собой комбинацию цифровых данных, которые дают возможность идентификации личности.
Ярким примером является код в смс, который отправляется по указанному номеру телефона и позволяет войти в личный кабинет.
Простая электронная подпись имеет довольно узкий круг применения:
- регистрация или авторизация на веб-сайтах;
- заверение электронной документации;
- использование в качестве ключа к базе данных, которая имеет защиту в виде пароля.
Такая ЭЦП не обладает юридической силой. Она не подходит для заверения и подачи документов в государственные органы и для участия в электронных торгах в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Чтобы использовать простую ЭЦП для подписания документов, необходимо доп. соглашение, которое должно быть подписано всеми участниками электронного взаимодействия.
Усиленная неквалифицированная электронная подпись
Наиболее часто эта подпись хранится на USB-носителе. Также в некоторых случаях ее может создавать программа, с которой вы работаете. Однако тогда распознавать подпись будет только она.
Неквалифицированная электронная подпись применяется в следующих ситуациях:
- подписание внутренней электронной документации предприятия;
- участие в электронных торгах;
- сотрудничество с контрагентами при наличии дополнительного соглашения, подписанного всеми участниками.
Больше всего она подходит для физических лиц. Индивидуальным предпринимателям и компаниям подойдет при больших объемах документооборота. В остальных случаях ее функционал может быть недостаточен.
Усиленная квалифицированная электронная подпись
Для создания этого вида подписи используются сертифицированные криптографические средства, впоследствии ее ключ переносят на USB-носитель. Также удостоверяющим центром выдается сертификат.
Квалифицированная электронная подпись включает в себя две части:
- Проверочный сертификат для ключа подписи;
- Установочный пакет спецпрограммы, использование которого возможно в ограниченный период действия ключа.
Уровень защиты данных в подписи устанавливается ее владельцем. Срок защиты ограничений не имеет и будет сохраняться даже после истечения срока действия самого ключа.
Усиленная квалифицированная подпись является полным аналогом классической подписи и позволяет применять ее в абсолютно любых ситуациях. Это лучший вариант, чтобы сделать ЭЦП для юридического лица.
К недостаткам можно отнести только обязательную ежегодную оплату сертификата ЭЦП.
Как получить электронно-цифровую подпись
В реальности пользователи получают не электронно-цифровую подпись, а так называемый инструмент, который для каждой подписи свой.
Получение простой ЭЦП напрямую зависит от системы, для которой она создается. Например, если это мобильный банк, то связка логин-пароль в качестве электронно-цифровой подписи выдается самим банком.
Если же необходимо получение усиленной ЭЦП, то инструментом будет сертификат электронно-цифровой подписи, который выдается удостоверяющим центром.
Также есть отличия в получении сертификата для квалифицированной (КЭП) и неквалифицированной (НЭП) подписи.
В случае с КЭП удостоверяющий центр должен иметь аккредитацию Минкомсвязи.
Если мы говорим о НЭП, то удостоверяющий центр должен быть связан с информационной системой, для которой планируется применение подписи. При этом аккредитация не обязательна.
Также получение ЭЦП возможно в МФЦ.
Если КЭП нужна вам для регистрации онлайн-кассы. То все работы по ее получению вы можете доверить специалистам сервиса Онлайн Чеки. Помимо этого, они зарегистрируют ККТ на сайте налоговой инспекции, подключат ее к ОФД и обучат использованию кассовой программы.
розничную кассу
к интернет-магазину
чеки для интернет-магазина
на одной кассе!
- Экономия 20 000 руб на покупке второй онлайн-кассы
- Ваши бизнес будет соответствовать всем требованиям 54-ФЗ
- Можно подключить большинство
популярных онлайн-касс
и получи персональное предложение!
Подробнее о выборе подходящего кассового аппарата читайте тут>>>
Перечень необходимых документов для получения квалифицированной подписи:
- Заявление для изготовления ЭЦП;
- Выписка из ЕГРИП или ЕГРЮЛ;
- Копия устава (необходима организациям);
- Паспорт и СНИЛС (для индивидуальных предпринимателей).
Пошаговая инструкция по регистрации ИП>>>
Получение ЭЦП для юридических и физических лиц практически не имеет отличий. Разница состоит в том, что организации необходимо предоставить документы, которые подтверждают назначение на должность лица, на которого оформляется электронная подпись.
Скачать бланк заявления на получение ЭЦП>>
Сколько стоит ЭЦП
Стоимость электронно-цифровой подписи для юридических и физических лиц имеет некоторые отличия.
Для физического лица стоимость ЭЦП будет от 2150 рублей, в которые входит:
- Токен (разово) – 1200 рублей;
- ЭЦП (ежегодно) – от 950 рублей;
- Программа СКЗИ – бесплатно.
Для юридического лица стоимость ЭЦП начинается от 2700 рублей, в которые входит:
- Токен (разово) – 1200 рублей;
- ЭЦП (ежегодно) – от 1500 рублей;
- Программа СКЗИ – бесплатно (возможно использование коммерческого варианта, цена от 900 рублей).
Области применения электронной подписи
Любая электронная подпись может применяться для:
- Внутреннего и внешнего документооборота;
- Арбитражного суда;
- Документооборота с физлицами.
Простая электронная подпись может также применяться для госуслуг.
Квалифицированная электронная подпись имеет наиболее широкий спектр применения, помимо перечисленных сфер, она также подходит для:
- Контролирующих органов, а именно ФНС, ФСС, ПФР;
- Электронных торгов (без дополнительных соглашений).
Срок действия ЭЦП
Электронная подпись выдается на 1 год, поэтому требуется ее перевыпуск. В случае, если срок действия подписи закончился, перевыпуск будет недоступен, потребуется оформление новой подписи.
Для своевременного перевыпуска необходимо:
- Подать заявку онлайн или по телефону в удостоверяющий центр;
- Подписать запрос на сертификат;
- Оплатить счет и дождаться одобрения заявки;
- Подписать бланк сертификата ЭЦП.
Что делать, если ключ от подписи был украден или потерян
В ситуации, если ключ от подписи был утерян, важно сразу сообщить об этом в удостоверяющий центр или МФЦ, где был получен сертификат. После этого он будет отозван для невозможности использования злоумышленниками.
Также важно сообщить об утере ключа партнерам, чтобы они знали о вероятности использования подписи третьими лицами.
К сожалению, восстановление или перевыпуск утерянного ключа невозможен. Понадобится собирать пакет документов и приобретать новую подпись.
и запусти продажи
в одной программе!
- Кассовая программа
- Складской учет
- Готовая Система лояльности
- Готовый Интернет-магазин в подарок!
- Покажем как всё работает, ответим на
любые вопросы! - Поможем: настроить кассу и заполнить
остатки за 1 день! - Подключим готовый интернет-магазин в
подарок! - Расскажем о вас всему миру, в разделе
Кейсы на нашем сайте!