
Рентабельность продаж: формулы и примеры расчетов
О чем вы узнаете:
- Что такое рентабельность продаж (ROS)
- Важность показателя рентабельности продаж
- Рентабельность продаж — формулы расчета
- Как рассчитать рентабельность продаж: примеры
- Нормы ROS
- Рентабельность продаж — схема
- Как анализ рентабельности продаж поможет улучшить бизнес
- О чем говорит изменение показателя рентабельности продаж (ROS)
- Чем рентабельность отличается от наценки
- Средние статистические значения
Не всегда увеличение выручки является показателем роста заработка. Иногда, увеличение объема продаж приводит к повышенным расходам. Чтобы определить какие товары выгоднее продавать, рассчитывают рентабельность продаж. В нашей статье мы расскажем как это сделать.
Увеличился объем продаж, а прибыль стала меньше? Пора рассчитать рентабельность продаж. В нашей статье вы сможете узнать, что такое рентабельность продаж и как ее рассчитать, чем она отличается от наценки, а также как это поможет улучшить бизнес.
Что такое рентабельность продаж (ROS): определение и что показывает
Рентабельность продаж или ROS — показатель, который отражает долю прибыли от всей суммы выручки. В основном в расчет берется сумма до уплаты налогов, т.к. нет прямой связи между налогами и показателем эффективности осуществляемой деятельности. Также может быть расчет рентабельности продаж по чистой прибыли, тогда берется сумма после уплаты налогов.
Рентабельность продаж показывает в большей степени оценку текущей ситуации. Это позволяет понять, в каком направлении движется предприятие, развивается или наоборот идет период падения эффективности.
С программой для автоматизации магазина Класс365 вы сможете анализировать рентабельность, продажи, поставщиков, движения товаров и т.п. Формирование отчетов теперь не будет занимать много времени — все данные по магазину доступны в любое время в режиме онлайн. Попробуйте весь функционал программы для автоматизации работы магазина от Класс365 прямо сейчас >>
Важность показателя рентабельности продаж
Этот показатель довольно распространен и используется фактически каждым видом бизнеса, начиная от небольших павильонов в ТЦ, заканчивая продавцами акций на бирже.
Расчет рентабельности продаж используется не только для определения потенциала прибыльности конкретными компаниями, но и более масштабными секторами, такими как региональные и общенациональные рынки.
Фактически это один из главных показателей потенциала прибыльности бизнеса, например:
- Для инвесторов этот показатель будет полезен при финансировании какого-либо начинающего предпринимателя;
- Оценка акций в случае первичного размещения (IPO);
- Листинговые компании при составлении квартального отчета указывают его в обязательном порядке;
- Малый бизнес в ситуации, когда потребовалась реструктуризация или получение кредита, также предоставляют расчет рентабельности продаж;
- Когда предприятие имеет несколько подразделений, показатель дает возможность сравнить их между собой.
Сервис Класс365 сформирует отчеты по общим остаткам и обороту денежных средств магазина, а также поможет составить подробную аналитику продаж, что позволит правильно рассчитать рентабельности вашего бизнеса. Попробуйте весь функционал программы по автоматизации магазина Класс365 прямо сейчас >>
Рентабельность продаж — формулы расчета
Рассмотрим как рассчитать рентабельность продаж с примерами:
- Расчет по чистой прибыли;
- Расчет по валовой прибыли;
- Расчет по операционной прибыли.
Рентабельность продаж формула расчета по чистой прибыли
Расчет коэффициента осуществляется путем деления чистой прибыли на выручку.
Рентабельность продаж = чистая прибыль / выручка * 100%
Если у вас в результате получилось например 37%, значит 37 копеек от каждого рубля являются настоящим заработком и могут быть использованы для развития или инвестиционных вложений.
Например:
Чистая прибыль ООО «АБВ» — 734 тысячи рублей;
Выручка — 1,5 миллиона рублей.
Рентабельность продаж = 734000/1500000*100%=48,9%
Формула расчета по валовой прибыли
Этот способ поможет рассчитать валовую рентабельность продаж. Он отражает сумму копеек валовой прибыли в одном рубле от выручки.
Рентабельность продаж = валовая прибыль / выручка *100%
Чтобы рассчитать валовую прибыль, необходимо из выручки вычесть полную себестоимость.
Например:
Выручка — 1,5 миллиона рублей;
Полная себестоимость товаров — 584 тысячи рублей
Валовая прибыль = 1500000 — 584000 = 916 000
Рентабельность продаж = 916000/1500000*100%=61%
Формула расчета по операционной прибыли
В этом случае формула выглядит следующим образом:
Рентабельность продаж = операционная прибыль / выручка *100%
Чтобы рассчитать операционную прибыль, необходимо сложить два показателя финансового отчета из строк 2300 (прибыль или убыток до налогообложения) и 2330 (процент к уплате).
Подробно о ключевых показателях эффективности розничного магазина, читайте тут >>
Как рассчитать рентабельность продаж: примеры
Чтобы привести пример расчета рентабельности продаж, мы возьмем 2 разных предприятия и сравним их.
Показатель | Предприятие 1 | Предприятие 2 |
Выручка | 50 млн.руб | 112 млн.руб |
Валовая прибыль | 40 млн.руб | 95 млн.руб |
Операционная прибыль | 30 млн.руб | 75 млн.руб |
Чистая прибыль | 15 млн. руб | 40 млн.руб |
Рентабельность продаж предприятия 1 = чистая прибыль/выручка*100%=15/50*100*=30%
Рентабельность продаж предприятия 2 = 40/112*100%=35,7%
Нормы ROS
Нормы ROS не имеют каких-то строгих ограничений и могут отличаться в связи с:
- Масштабами осуществляемой деятельности;
- Этапом развития компании или сроком нахождения продукции на рынке;
- Занимаемой нишей.
Зачастую эксперты могут давать рекомендательные значения показателя для определенной сферы деятельности.
Важно понимать, какой % рентабельности считается низким, средним и высоким:
- Низкая рентабельность от 1% до 5%, требует особого внимания и принятия мер для ее увеличения;
- Средний показатель рентабельности продаж от 5 до 20% говорит о стабильной работе компании;
- Рентабельность от 20% до 30% является показателем высокой эффективности предприятия.
Но помимо этих показателей, как мы уже говорили ранее, имеет значение сферы деятельности. Среднее значение рентабельности продаж в зависимости от отрасли:
- Продажи и ритейл — 19%;
- Сельское хозяйство — 20%;
- Энергозатратное производство — 3,5 % — 8%.
Расчет чистой прибыли по известному коэффициенту рентабельности продаж
В случае такого расчета, вы уже знаете показатель рентабельности продаж, а значит формула выглядит следующим образом:
Чистая прибыль = рентабельность продаж * выручку
Для примера возьмем компанию у которой рентабельность продаж — 23%, а выручка — 16 миллионов рублей.
Получается, чистая прибыль = 16000000*23%=3680000
Рентабельность продаж — схема
Подробно о выручке и методах ее подсчета, читайте тут >>
Как анализ рентабельности продаж поможет улучшить бизнес
Регулярный анализ рентабельности продаж, позволит вам заметить снижение и своевременно принять меры, например:
- Пересмотреть ценообразование;
- Изменить ассортимент;
- Сократить издержки;
- Заняться поиском другого поставщика или договориться о скидке.
Помимо общей рентабельности, полезно рассчитывать этот коэффициент для каждого товара отдельно, таким образом, вы сможете вывести из ассортимента продукцию с низкой рентабельностью.
Фактически получится, что количество продаж и издержек уменьшится, а выручка останется на изначальном уровне или даже увеличится.
О чем говорит увеличение и снижение показателя рентабельности продаж (ROS)
Если показатель рентабельности продаж увеличился, это может быть показателем того, что:
- Выручка растет быстрее, чем увеличиваются расходы. Возможно в случае увеличения продаж и смены ассортимента. Этот способ развития бизнеса имеет высокий уровень эффективности;
- Доходы снижаются медленнее, чем расходы. Скорее всего стоимость единицы товара была увеличена или сменили ассортимент. Формально будет заметно улучшение показателей, но это будет временно, т.к. снижение доходов приведет к уменьшению коэффициента рентабельности продаж;
- Увеличение доходов при одновременном сокращении расходов. К причинам можно отнести рост цен, изменение норм расходов и смену ассортимента. Это положительная тенденция, но она требует более детального анализа, для определения стабильности.
Снижение показателя рентабельности продаж может быть в случаях, когда:
- Расходы увеличиваются быстрее, чем доходы. Причиной такой ситуации может быть рост затрат на фоне инфляции, снижение цен, изменение ассортимента, увеличение норм расходов. Важно своевременно выявить причины и принять меры для исправления ситуации;
- Доходы снижаются быстрее, чем расходы. В большинстве случаев причиной является сокращение объемов продаж. Важно провести анализ маркетинговой политики компании;
- Снижение доходов при увеличении расходов. Причиной может стать снижение цен, рост нормы расходов, изменение ассортимента.
Чем рентабельность отличается от наценки
Нередко предприниматели, которые только начинают работать, путают понятие рентабельности и наценки. Оба показателя измеряются в процентах, но имеют принципиально разное значение.
Рентабельность — определяет процент дохода и не может превышать 100%.
Наценка — часть стоимости товара и может быть любой, даже 700% и всегда будет гораздо выше рентабельности.
Средние статистические значения
Размер выручки предприятия | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
менее 10 миллионов рублей | -0,333 | -0,013 | -0,022 | -0,014 | -0,017 | 0,039 | -0,034 |
от 10 до 120 миллионов рублей | -0,015 | 0,044 | 0,042 | 0,046 | 0,047 | 0,048 | 0,052 |
от 120 до 800 миллионов рублей | 0,041 | 0,038 | 0,039 | 0,039 | 0,041 | 0,046 | 0,052 |
от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей | 0,053 | 0,042 | 0,048 | 0,053 | 0,054 | 0,056 | 0,039 |
свыше 2 миллиардов рублей | 0,086 | 0,066 | 0,070 | 0,076 | 0,067 | 0,062 | 0,102 |
все организации | 0,077 | 0,059 | 0,061 | 0,066 | 0,061 | 0,058 | 0,087 |
и запусти продажи
в одной программе!
- Кассовая программа
- Складской учет
- Готовая Система лояльности
- Готовый Интернет-магазин в подарок!

- Покажем как всё работает, ответим на
любые вопросы! - Поможем: настроить кассу и заполнить
остатки за 1 день! - Подключим готовый интернет-магазин в
подарок! - Расскажем о вас всему миру, в разделе
Кейсы на нашем сайте!