Рентабельность продаж
Как управлять магазином

Рентабельность продаж: формулы и примеры расчетов

20.11.2020
Анастасия Арутюнова
754

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram
и группы во Вконтакте и Фейсбуке. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

О чем вы узнаете:

Не всегда увеличение выручки является показателем роста заработка. Иногда, увеличение объема продаж приводит к повышенным расходам. Чтобы определить какие товары выгоднее продавать, рассчитывают рентабельность продаж. В нашей статье мы расскажем как это сделать.

Увеличился объем продаж, а прибыль стала меньше? Пора рассчитать рентабельность продаж. В нашей статье вы сможете узнать, что такое рентабельность продаж и как ее рассчитать, чем она отличается от наценки, а также как это поможет улучшить бизнес.

Что такое рентабельность продаж (ROS): определение и что показывает

Рентабельность продаж или ROS — показатель, который отражает долю прибыли от всей суммы выручки. В основном в расчет берется сумма до уплаты налогов, т.к. нет прямой связи между налогами и показателем эффективности осуществляемой деятельности. Также может быть расчет рентабельности продаж по чистой прибыли, тогда берется сумма после уплаты налогов.

Рентабельность продаж показывает в большей степени оценку текущей ситуации. Это позволяет понять, в каком направлении движется предприятие, развивается или наоборот идет период падения эффективности.

С программой для автоматизации магазина Класс365 вы сможете анализировать рентабельность, продажи, поставщиков, движения товаров и т.п. Формирование отчетов теперь не будет занимать много времени — все данные по магазину доступны в любое время в режиме онлайн. Попробуйте весь функционал программы для автоматизации работы магазина от Класс365 прямо сейчас >>

Важность показателя рентабельности продаж

Этот показатель довольно распространен и используется фактически каждым видом бизнеса, начиная от небольших павильонов в ТЦ, заканчивая продавцами акций на бирже.

Расчет рентабельности продаж используется не только для определения потенциала прибыльности конкретными компаниями, но и более масштабными секторами, такими как региональные и общенациональные рынки.

Фактически это один из главных показателей потенциала прибыльности бизнеса, например:

  • Для инвесторов этот показатель будет полезен при финансировании какого-либо начинающего предпринимателя;
  • Оценка акций в случае первичного размещения (IPO);
  • Листинговые компании при составлении квартального отчета указывают его в обязательном порядке;
  • Малый бизнес в ситуации, когда потребовалась реструктуризация или получение кредита, также предоставляют расчет рентабельности продаж;
  • Когда предприятие имеет несколько подразделений, показатель дает возможность сравнить их между собой.

Сервис Класс365 сформирует отчеты по общим остаткам и обороту денежных средств магазина, а также поможет составить подробную аналитику продаж, что позволит правильно рассчитать рентабельности вашего бизнеса. Попробуйте весь функционал программы по автоматизации магазина Класс365 прямо сейчас >>

Рентабельность продаж — формулы расчета

Рассмотрим как рассчитать рентабельность продаж с примерами:

  • Расчет по чистой прибыли;
  • Расчет по валовой прибыли;
  • Расчет по операционной прибыли.

Рентабельность продаж формула расчета  по чистой прибыли

Расчет коэффициента осуществляется путем деления чистой прибыли на выручку.

Рентабельность продаж = чистая прибыль / выручка * 100%

Если у вас в результате получилось например 37%, значит 37 копеек от каждого рубля являются настоящим заработком и могут быть использованы для развития или инвестиционных вложений.

Например:

Чистая прибыль ООО «АБВ» — 734 тысячи рублей;

Выручка — 1,5 миллиона рублей.

Рентабельность продаж = 734000/1500000*100%=48,9%

Формула расчета по валовой прибыли

Этот способ поможет рассчитать валовую рентабельность продаж. Он отражает сумму копеек валовой прибыли в одном рубле от выручки.

Рентабельность продаж = валовая прибыль / выручка *100%

Чтобы рассчитать валовую прибыль, необходимо из выручки вычесть полную себестоимость.

Например:

Выручка — 1,5 миллиона рублей;

Полная себестоимость товаров — 584 тысячи рублей

Валовая прибыль = 1500000 — 584000 = 916 000

Рентабельность продаж = 916000/1500000*100%=61%

Формула расчета по операционной прибыли 

В этом случае формула выглядит следующим образом:

Рентабельность продаж = операционная прибыль / выручка *100%

Чтобы рассчитать операционную прибыль, необходимо сложить два показателя финансового отчета из строк 2300 (прибыль или убыток до налогообложения) и 2330 (процент к уплате).

Подробно о ключевых показателях эффективности розничного магазина, читайте тут >>

Как рассчитать рентабельность продаж: примеры

Чтобы привести пример расчета рентабельности продаж, мы возьмем 2 разных предприятия и сравним их.

Показатель Предприятие 1 Предприятие 2
Выручка 50 млн.руб 112 млн.руб
Валовая прибыль  40 млн.руб 95 млн.руб
Операционная прибыль 30 млн.руб 75 млн.руб
Чистая прибыль 15 млн. руб 40 млн.руб

Рентабельность продаж предприятия 1 = чистая прибыль/выручка*100%=15/50*100*=30%

Рентабельность продаж предприятия 2 = 40/112*100%=35,7%

Нормы ROS

Нормы ROS не имеют каких-то строгих ограничений и могут отличаться в связи с:

  • Масштабами осуществляемой деятельности;
  • Этапом развития компании или сроком нахождения продукции на рынке;
  • Занимаемой нишей.

Зачастую эксперты могут давать рекомендательные значения показателя для определенной сферы деятельности.

Важно понимать, какой % рентабельности считается низким, средним и высоким:

  • Низкая рентабельность от 1% до 5%, требует особого внимания и принятия мер для ее увеличения;
  • Средний показатель рентабельности продаж от 5 до 20% говорит о стабильной работе компании;
  • Рентабельность от 20% до 30% является показателем высокой эффективности предприятия.

Но помимо этих показателей, как мы уже говорили ранее, имеет значение сферы деятельности. Среднее значение рентабельности продаж в зависимости от отрасли:

  • Продажи и ритейл — 19%;
  • Сельское хозяйство — 20%;
  • Энергозатратное производство — 3,5 % — 8%.

Расчет чистой прибыли по известному коэффициенту рентабельности продаж

В случае такого расчета, вы уже знаете показатель рентабельности продаж, а значит формула выглядит следующим образом:

Чистая прибыль = рентабельность продаж * выручку

Для примера возьмем компанию у которой рентабельность продаж — 23%, а выручка — 16 миллионов рублей.

Получается, чистая прибыль = 16000000*23%=3680000

Рентабельность продаж — схема

Рентабельность продаж

Подробно о выручке и методах ее подсчета, читайте тут >>

Как анализ рентабельности продаж поможет улучшить бизнес

Регулярный анализ рентабельности продаж, позволит вам заметить снижение и своевременно принять меры, например:

  • Пересмотреть ценообразование;
  • Изменить ассортимент;
  • Сократить издержки;
  • Заняться поиском другого поставщика или договориться о скидке.

Помимо общей рентабельности, полезно рассчитывать этот коэффициент для каждого товара отдельно, таким образом, вы сможете вывести из ассортимента продукцию с низкой рентабельностью.

Фактически получится, что количество продаж и издержек уменьшится, а выручка останется на изначальном уровне или даже увеличится.

О чем говорит увеличение и снижение показателя рентабельности продаж (ROS)

Если показатель рентабельности продаж увеличился, это может быть показателем того, что:

  • Выручка растет быстрее, чем увеличиваются расходы. Возможно в случае увеличения продаж и смены ассортимента. Этот способ развития бизнеса имеет высокий уровень эффективности;
  • Доходы снижаются медленнее, чем расходы. Скорее всего стоимость единицы товара была увеличена или сменили ассортимент. Формально будет заметно улучшение показателей, но это будет временно, т.к. снижение доходов приведет к уменьшению коэффициента рентабельности продаж;
  • Увеличение доходов при одновременном сокращении расходов. К причинам можно отнести рост цен, изменение норм расходов и смену ассортимента. Это положительная тенденция, но она требует более детального анализа, для определения стабильности.

Снижение показателя рентабельности продаж может быть в случаях, когда:

  • Расходы увеличиваются быстрее, чем доходы. Причиной такой ситуации может быть рост затрат на фоне инфляции, снижение цен, изменение ассортимента, увеличение норм расходов. Важно своевременно выявить причины и принять меры для исправления ситуации;
  • Доходы снижаются быстрее, чем расходы. В большинстве случаев причиной является сокращение объемов продаж. Важно провести анализ маркетинговой политики компании;
  • Снижение доходов при увеличении расходов. Причиной может стать снижение цен, рост нормы расходов, изменение ассортимента. 

Чем рентабельность отличается от наценки

Нередко предприниматели, которые только начинают работать, путают понятие рентабельности и наценки. Оба показателя измеряются в процентах, но имеют принципиально разное значение. 

Рентабельность — определяет процент дохода и не может превышать 100%.

Наценка — часть стоимости товара и может быть любой, даже 700% и всегда будет гораздо выше рентабельности.

Средние статистические значения

Размер выручки предприятия 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
менее 10 миллионов рублей -0,333 -0,013 -0,022 -0,014 -0,017 0,039 -0,034
от 10 до 120 миллионов рублей  -0,015 0,044 0,042 0,046 0,047 0,048 0,052
от 120 до 800 миллионов рублей  0,041 0,038 0,039 0,039 0,041 0,046 0,052
от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей  0,053 0,042 0,048 0,053 0,054 0,056 0,039
свыше 2 миллиардов рублей  0,086 0,066 0,070 0,076 0,067 0,062 0,102
все организации 0,077 0,059 0,061 0,066 0,061 0,058 0,087

Автоматизируй магазин
и запусти продажи
в одной программе!
  • Кассовая программа
  • Складской учет
  • Готовая Система лояльности
  • Готовый Интернет-магазин в подарок!
Начать работу Консультация специалиста
по внедрению в подарок!
  • Покажем как всё работает, ответим на
    любые вопросы!
  • Поможем: настроить кассу и заполнить
    остатки за 1 день!
  • Подключим готовый интернет-магазин в
    подарок!
  • Расскажем о вас всему миру, в разделе
    Кейсы на нашем сайте!

 

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram
и группы во Вконтакте и Фейсбуке. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

20.11.2020
Анастасия Арутюнова
754

Похожие материалы
Как управлять магазином
Мерчандайзинг: основы и правила использования в магазине

Что такое мерчандайзинг простыми словами Зачем использовать мерчандайзинг в розничной торговле Цели и задачи мерчандайзинга Основные принципы работ...
28.10.2020
Анастасия Арутюнова
357
Директору магазина
Целевая аудитория: как определить, составить портрет ЦА и примеры

О чем вы узнаете: Что такое целевая аудитория и чем грозит ее отсутствие Виды целевой аудитории Какие задачи решит анализ ЦА Как сегментировать ау...
3.11.2020
Анастасия Арутюнова
712

Подойдет ли мне сервис?