
Возврат товара поставщику: как оформить акт и накладную в 2021 году
Осуществляя закупку товаров, рекомендуется составление договора. Это необходимо для того, чтобы избежать спорных ситуаций. Одним из пунктов договора указываются условия возврата товаров поставщику. В нашей статье мы расскажем о необходимых документах, основаниях для возврата и необходимости составления претензии, а также расскажем, как правильно заполнить документы.
Основания для возврата товара поставщику
В соответствии с ГК РФ к основаниям для возврата товаров можно отнести:
- предоставлена недостоверная информация о товаре;
- товар не соответствует заявленному качеству;
- товар доставлен без тары или упаковки;
- фактическое количество товаров не совпадает с данными накладной;
- доставленный товар не соответствует заказанному ассортименту;
- многократное нарушение сроков поставки товаров.
Помимо оснований, предусмотренных законом, также могут быть указаны иные причины возврата товаров в договоре.
Если в отношении товара установлен гарантийный срок, покупатель имеет право на предъявление требований поставщику в случае обнаружения недостатков в этот период. Для товаров с установленным сроком годности правила аналогичны.
О том, где искать поставщиков и как выбрать лучших, читайте тут>>
Не все эти случаи подразумевают обязательное оформление возврата. Поставщик может организовать замену, переупаковку или доукомплектование товаров.
Для того, чтобы упростить и ускорить работу с поставщиками и закупками, воспользуйтесь программой Класс365. В ней можно не только работать со всеми необходимыми документами, но и ускорить их заполнение благодаря автоматическому добавлению товаров в накладные. Также в программе можно формировать заказы поставщикам на основе спроса. Оценить все возможности программы Класс365 вы можете прямо сейчас>>
Какие документы нужны для возврата товара поставщику
Перечень документации, который может быть необходим определяется в зависимости от ситуации. Всего можно выделить три случая:
- Обнаружение брака или несоответствий в момент приемки;
- Возврат товаров оформляется после приемки;
- Обратная реализация товаров.
Рассмотрим каждый случай более подробно.
Возврат некачественного товара в момент приемки
Ситуации бывают совершенно разные, и может случиться так, что поставщик доставит продукцию с истекшим сроком годности. Что делать в такой ситуации? Вы имеете право отказаться от приемки испорченного товара. Для этого будет достаточно корректировки приходной накладной.
Подробнее про приемку товаров по качеству и количеству прочитайте тут>>
Если поставщик согласен забрать товар, необходимо вычеркнуть эти позиции из накладной по форме ТОРГ-12.
Обращаем ваше внимание, все исправления необходимо вносить только в присутствии поставщика или его представителя. Этот работник обязательно ставит подпись напротив каждой скорректированной позиции и забирает товар ненадлежащего качества.
В случае уплаты НДС поставщик обязан в течение 5 рабочих дней предоставить вам новый счет-фактуру. С 2019 года именно он обязан это делать.
Чтобы избежать дополнительных документальных моментов, поставщик может предложить замену некачественной продукции. Такой вариант нередко используется между сторонами, которые сотрудничают давно.
О правилах формирования ассортимента читайте в этой статье>>
Возврат бракованной продукции после приемки
Может случиться так, что оформление возврата невозможно до осуществления приемки. Например, склад поставщика расположен в другом городе, а политика ТК не подразумевает прием товаров обратно.
В такой ситуации осуществляется приемка товаров по накладной ТОРГ-12, составляется акт с фиксацией расхождений и недостатков, а продукция размещается на хранение. В дальнейшем необходимо составить претензию и дождаться решения от поставщика.
Акт об обнаруженных несоответствиях составляется по форме ТОРГ-2 является главным основанием для оформления претензии. Допускается составление акта в свободной форме с указанием реквизитов сопроводительной документации, т.к. ТОРГ-2 имеет ряд нюансов.
После того, как вы получили согласие на прием бракованного товара, повторно составляется накладная ТОРГ-12. Правила заполнения не имеют отличий, кроме пункта «основание», в нем указывается «возврат некачественного товара». Реквизиты записываются на основании договора и накладной, по которой был принят бракованный товар. Теперь она будет приходной для поставщика и возвратной для вас.
Автоматизировать составление документов помогает программа Класс365. В ней можно быстро добавить товары в документ, формировать заказ поставщику на основе продаж, создавать прайсы на основе закупочных цен, классифицировать поставщиков и многое другое. Попробовать все возможности программы Класс365 вы можете прямо сейчас>>
Обратная реализация: возврат непроданного товара
Иногда партнеры имеют договоренности о возврате продукции, которая не была реализована в определенный временной промежуток. В этом случае происходит обратная реализация. В большинстве случаев условия обратной реализации прописывают в договоре поставки.
Фактически вы продадите товары предыдущему владельцу. Для этого необходимо составить накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру, где в качестве продавца будет выступать ваша компания. Важно помнить, что акт по форме ТОРГ-2 в этом случае не составляется, связано это с возвратом качественной продукции.
О том, как контролировать товарные остатки, читайте здесь>>
Как оформить возврат товара поставщику
Для правильного оформления возврата товаров необходимо знать перечень документов, которые вам понадобятся. К ним относятся:
- Акт возврата товара поставщику (ТОРГ-2);
- Товарная накладная (ТОРГ-12);
- Претензия на возврат товара поставщику.
Рассмотрим их более подробно.
Акт возврата товара поставщику: образец заполнения
Акт возврата товара поставщику свидетельствует об осуществлении передачи.
Оформляя его, важно знать, какие реквизиты обязательно указать:
- Дата и место оформления акта;
- Название поставщика и покупателя;
- ФИО ответственных сотрудников со стороны продавца и покупателя;
- Название всех товаров, которые будут возвращены с указанием оснований;
- Причина осуществления возврата (в случаях, когда причиной является брак, необходимо приложить результаты проведенных экспертиз. Проведение экспертизы необходимо только при наличии разногласий между сторонами);
- Требования. Например, замена, допоставка или возврат денежных средств;
- Реквизиты каждой стороны, подпись, печать.
Акт может быть составлен в свободной форме или ТОРГ-2. Если составление было в свободной форме, рекомендуется, чтобы она была утверждена учетной политикой предприятия.
Скачать образец заполнения акта на возврат>>
Накладная на возврат товара поставщику: образец
Накладная по форме ТОРГ-12 составляется в 2 экземплярах. Она является подтверждением отгрузки товаров со склада и получения их поставщиком.
В накладной обязательно указать:
- Реквизиты покупателя;
- Реквизиты поставщика;
- Адрес доставки;
- Причина осуществления возврата;
- Подробное описание товара;
- Стоимость.
Обращаем ваше внимание, что стоимость товаров не должна отличаться от данных, указанных при первоначальной поставке.
Составляйте накладные в программе Класс365 и экономьте свое время. Также сервис исключит множество возможных ошибок и подскажет, какие товары следует заказать в первую очередь. Оценить функционал программы Класс365 можно прямо сейчас>>
Претензия на возврат товара поставщику
Претензии оформляются в свободной форме, но важно указать все сведения и требования:
- Наименование организации покупателя, адрес и реквизиты;
- Дата оформления;
- Характеристики товара, который является причиной составления претензии. Подробное описание всех обнаруженных недочетов;
- Требования к поставщику. Это может быть, например, замена продукции или возврат денежных средств;
- Подписи ответственных сотрудников.
Передача претензии поставщику может быть осуществлена лично, курьером или с помощью почты. Если в течение 30 дней продавец не отреагирует на претензию или откажется выполнить требования, вы можете обратиться в суд.
Обращаем ваше внимание, в претензии рекомендуется указать срок, в рамках которого вы желаете получить ответ от поставщика.
Проводки при возврате товара поставщику
Причины осуществления возврата продукции могут быть абсолютно разными. Рассмотрим, как отразить в проводке в разных ситуациях.
Покупатель не принял бракованную продукцию на учет
Операция | Дебет | Кредит |
Продукция с браком списана с забалансового учета | 002 | |
Денежные средства возвращены | 51 — для расчетных счетов;
52 — для валютных счетов и т.д. |
60 — расчет с поставщиками или подрядчиками |
Учет у продавца отображается:
Операция | Дебет | Кредит |
Уменьшение выручки от продажи некачественных товаров (СТОРНО) | 62 — расчет с покупателями и заказчиками | 90 — продажи |
Уменьшение себестоимости отгруженного некачественного товара (СТОРНО) | 90, субсчет “себестоимость продаж” | 41 — товар |
Уменьшение НДС, начисленного с некачественной продукции | 90, субсчет — НДС | 68 — расчет по налогам и сборам |
Возврат денежных средств покупателю был осуществлен | 62 | 51,52 и т.д. |
Покупатель принял бракованный товар на учет
Операция | Дебет | Кредит |
Товар списан после возврата | 60 | 41 |
Начисление НДС после возврата | 60 | 68 |
Получен возврат денежных средств | 51, 52 и т.д. | 60 |
Возврат качественного товара
Покупатель:
Операция | Дебет | Кредит |
Отражена выручка от возврата | 60 | 90, субсчет — выручка |
Списание себестоимости возвращенной продукции | 90, субсчет — себестоимость продаж | 41 — товар |
Начисление НДС со стоимости | 90, субсчет — НДС | 68 |
Покупателем получены денежные средства | 51, 52 | 60 |
Продавец:
Операция | Дебет | Кредит |
Возвращенный товар оприходован | 41 | 62 |
НДС учтен | 19 | 62 |
Денежные средства возвращены | 62 | 51, 52 |
и запусти продажи
в одной программе!
- Кассовая программа
- Складской учет
- Готовая Система лояльности
- Готовый Интернет-магазин в подарок!

- Покажем как всё работает, ответим на
любые вопросы! - Поможем: настроить кассу и заполнить
остатки за 1 день! - Подключим готовый интернет-магазин в
подарок! - Расскажем о вас всему миру, в разделе
Кейсы на нашем сайте!