Возврат товара поставщику
Как управлять магазином

Возврат товара поставщику: как оформить акт и накладную в 2021 году

7.12.2020
Дарья Перепелкина
819

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram
и группы во Вконтакте и Фейсбуке. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

Осуществляя закупку товаров, рекомендуется составление договора. Это необходимо для того, чтобы избежать спорных ситуаций. Одним из пунктов договора указываются условия возврата товаров поставщику. В нашей статье мы расскажем о необходимых документах, основаниях для возврата и необходимости составления претензии, а также расскажем, как правильно заполнить документы.

Основания для возврата товара поставщику

В соответствии с ГК РФ к основаниям для возврата товаров можно отнести:

  • предоставлена недостоверная информация о товаре;
  • товар не соответствует заявленному качеству;
  • товар доставлен без тары или упаковки;
  • фактическое количество товаров не совпадает с данными накладной;
  • доставленный товар не соответствует заказанному ассортименту;
  • многократное нарушение сроков поставки товаров.

Помимо оснований, предусмотренных законом, также могут быть указаны иные причины возврата товаров в договоре.

Если в отношении товара установлен гарантийный срок, покупатель имеет право на предъявление требований поставщику в случае обнаружения недостатков в этот период. Для товаров с установленным сроком годности правила аналогичны.

О том, где искать поставщиков и как выбрать лучших, читайте тут>>

Не все эти случаи подразумевают обязательное оформление возврата. Поставщик может организовать замену, переупаковку или доукомплектование товаров.

Для того, чтобы упростить и ускорить работу с поставщиками и закупками, воспользуйтесь программой Класс365. В ней можно не только работать со всеми необходимыми документами, но и ускорить их заполнение благодаря автоматическому добавлению товаров в накладные. Также в программе можно формировать заказы поставщикам на основе спроса. Оценить все возможности программы Класс365 вы можете прямо сейчас>>

Какие документы нужны для возврата товара поставщику

Перечень документации, который может быть необходим определяется в зависимости от ситуации. Всего можно выделить три случая:

  1. Обнаружение брака или несоответствий в момент приемки;
  2. Возврат товаров оформляется после приемки;
  3. Обратная реализация товаров.

Рассмотрим каждый случай более подробно.

Возврат некачественного товара в момент приемки

Ситуации бывают совершенно разные, и может случиться так, что поставщик доставит продукцию с истекшим сроком годности. Что делать в такой ситуации? Вы имеете право отказаться от приемки испорченного товара. Для этого будет достаточно корректировки приходной накладной.

Подробнее про приемку товаров по качеству и количеству прочитайте тут>>

Если поставщик согласен забрать товар, необходимо вычеркнуть эти позиции из накладной по форме ТОРГ-12.

Обращаем ваше внимание, все исправления необходимо вносить только в присутствии поставщика или его представителя. Этот работник обязательно ставит подпись напротив каждой скорректированной позиции и забирает товар ненадлежащего качества.

В случае уплаты НДС поставщик обязан в течение 5 рабочих дней предоставить вам новый счет-фактуру. С 2019 года именно он обязан это делать.

Чтобы избежать дополнительных документальных моментов, поставщик может предложить замену некачественной продукции. Такой вариант нередко используется между сторонами, которые сотрудничают давно.

О правилах формирования ассортимента читайте в этой статье>>

Возврат бракованной продукции после приемки

Может случиться так, что оформление возврата невозможно до осуществления приемки. Например, склад поставщика расположен в другом городе, а политика ТК не подразумевает прием товаров обратно.

В такой ситуации осуществляется приемка товаров по накладной ТОРГ-12, составляется акт с фиксацией расхождений и недостатков, а продукция размещается на хранение. В дальнейшем необходимо составить претензию и дождаться решения от поставщика.

Акт об обнаруженных несоответствиях составляется по форме ТОРГ-2 является главным основанием для оформления претензии. Допускается составление акта в свободной форме с указанием реквизитов сопроводительной документации, т.к. ТОРГ-2 имеет ряд нюансов.

После того, как вы получили согласие на прием бракованного товара, повторно составляется накладная ТОРГ-12. Правила заполнения не имеют отличий, кроме пункта «основание», в нем указывается «возврат некачественного товара». Реквизиты записываются на основании договора и накладной, по которой был принят бракованный товар. Теперь она будет приходной для поставщика и возвратной для вас.

Автоматизировать составление документов помогает программа Класс365. В ней можно быстро добавить товары в документ, формировать заказ поставщику на основе продаж, создавать прайсы на основе закупочных цен, классифицировать поставщиков и многое другое. Попробовать все возможности программы Класс365 вы можете прямо сейчас>>

Обратная реализация: возврат непроданного товара

Иногда партнеры имеют договоренности о возврате продукции, которая не была реализована в определенный временной промежуток. В этом случае происходит обратная реализация. В большинстве случаев условия обратной реализации прописывают в договоре поставки.

Фактически вы продадите товары предыдущему владельцу. Для этого необходимо составить накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру, где в качестве продавца будет выступать ваша компания. Важно помнить, что акт по форме ТОРГ-2 в этом случае не составляется, связано это с возвратом качественной продукции.

О том, как контролировать товарные остатки, читайте здесь>>

Как оформить возврат товара поставщику

Для правильного оформления возврата товаров необходимо знать перечень документов, которые вам понадобятся. К ним относятся:

  • Акт возврата товара поставщику (ТОРГ-2);
  • Товарная накладная (ТОРГ-12);
  • Претензия на возврат товара поставщику.

Рассмотрим их более подробно.

Акт возврата товара поставщику: образец заполнения

Акт возврата товара поставщику свидетельствует об осуществлении передачи.

Скачать форму ТОРГ-2>>

Оформляя его, важно знать, какие реквизиты обязательно указать:

  • Дата и место оформления акта;
  • Название поставщика и покупателя;
  • ФИО ответственных сотрудников со стороны продавца и покупателя;
  • Название всех товаров, которые будут возвращены с указанием оснований;
  • Причина осуществления возврата (в случаях, когда причиной является брак, необходимо приложить результаты проведенных экспертиз. Проведение экспертизы необходимо только при наличии разногласий между сторонами);
  • Требования. Например, замена, допоставка или возврат денежных средств;
  • Реквизиты каждой стороны, подпись, печать.

Акт может быть составлен в свободной форме или ТОРГ-2. Если составление было в свободной форме, рекомендуется, чтобы она была утверждена учетной политикой предприятия.

Скачать образец заполнения акта на возврат>>

Накладная на возврат товара поставщику: образец

Накладная по форме ТОРГ-12 составляется в 2 экземплярах. Она является подтверждением отгрузки товаров со склада и получения их поставщиком.

Скачать форму ТОРГ-12>>

В накладной обязательно указать:

  • Реквизиты покупателя;
  • Реквизиты поставщика;
  • Адрес доставки;
  • Причина осуществления возврата;
  • Подробное описание товара;
  • Стоимость.

Обращаем ваше внимание, что стоимость товаров не должна отличаться от данных, указанных при первоначальной поставке.

Скачать форму ТОРГ-12>>

Составляйте накладные в программе Класс365 и экономьте свое время. Также сервис исключит множество возможных ошибок и подскажет, какие товары следует заказать в первую очередь. Оценить функционал программы Класс365 можно прямо сейчас>>

Претензия на возврат товара поставщику

Претензии оформляются в свободной форме, но важно указать все сведения и требования:

  • Наименование организации покупателя, адрес и реквизиты;
  • Дата оформления;
  • Характеристики товара, который является причиной составления претензии. Подробное описание всех обнаруженных недочетов;
  • Требования к поставщику. Это может быть, например, замена продукции или возврат денежных средств;
  • Подписи ответственных сотрудников.

Передача претензии поставщику может быть осуществлена лично, курьером или с помощью почты. Если в течение 30 дней продавец не отреагирует на претензию или откажется выполнить требования, вы можете обратиться в суд.

Обращаем ваше внимание, в претензии рекомендуется указать срок, в рамках которого вы желаете получить ответ от поставщика.

Проводки при возврате товара поставщику

Причины осуществления возврата продукции могут быть абсолютно разными. Рассмотрим, как отразить в проводке в разных ситуациях.

Покупатель не принял бракованную продукцию на учет

Операция Дебет Кредит
Продукция с браком списана с забалансового учета 002
Денежные средства возвращены 51 — для расчетных счетов;

52 — для валютных счетов и т.д.

60 — расчет с поставщиками или подрядчиками

Учет у продавца отображается:

Операция Дебет Кредит
Уменьшение выручки от продажи некачественных товаров (СТОРНО) 62 — расчет с покупателями и заказчиками 90 — продажи
Уменьшение себестоимости отгруженного некачественного товара (СТОРНО) 90, субсчет “себестоимость продаж” 41 — товар
Уменьшение НДС, начисленного с некачественной продукции 90, субсчет — НДС 68 — расчет по налогам и сборам
Возврат денежных средств покупателю был осуществлен 62 51,52 и т.д.

Покупатель принял бракованный товар на учет

Операция Дебет Кредит
Товар списан после возврата 60 41
Начисление НДС после возврата 60 68
Получен возврат денежных средств 51, 52 и т.д. 60

Возврат качественного товара

Покупатель:

Операция Дебет Кредит
Отражена выручка от возврата 60 90, субсчет — выручка
Списание себестоимости возвращенной продукции 90, субсчет — себестоимость продаж 41 — товар
Начисление НДС со стоимости 90, субсчет — НДС 68
Покупателем получены денежные средства 51, 52 60

Продавец:

Операция Дебет Кредит
Возвращенный товар оприходован 41 62
НДС учтен 19 62
Денежные средства возвращены 62 51, 52

Автоматизируй магазин
и запусти продажи
в одной программе!
  • Кассовая программа
  • Складской учет
  • Готовая Система лояльности
  • Готовый Интернет-магазин в подарок!
Начать работу Консультация специалиста
по внедрению в подарок!
  • Покажем как всё работает, ответим на
    любые вопросы!
  • Поможем: настроить кассу и заполнить
    остатки за 1 день!
  • Подключим готовый интернет-магазин в
    подарок!
  • Расскажем о вас всему миру, в разделе
    Кейсы на нашем сайте!

Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram
и группы во Вконтакте и Фейсбуке. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.

7.12.2020
Дарья Перепелкина
819

Похожие материалы
Как управлять магазином
Какую CRM выбрать: инструкция, критерии и примеры лучших СРМ-систем

Нередко можно встретить очень сложное описание СРМ-систем, которое не дает возможности определиться с выбором. В нашей статье мы расскажем, какие задачи может р...
29.10.2020
Дарья Перепелкина
451
Интернет-магазинам
Как увеличить конверсию интернет магазина: подробная инструкция и чек-лист на скачивание

Какие преимущества имеет ваш интернет-магазин: у него интересный дизайн, подробные карточки товаров с качественными фото и много реальных покупателей? Если ваш...
17.09.2020
Дарья Перепелкина
351

Подойдет ли мне сервис?