Как правильно вести учет готовой продукции

Учет готовой продукции

Готовой продукцией называют изделия и полуфабрикаты, прошедшие полную производственную обработку. Такая продукция должна отвечать всем требованиям государственного стандарта и техническим условиям предприятия. Готовая продукция должна в полном объеме отражаться в бухгалтерских учетных документах компании.

Существует несколько видов готовой продукции:

  • сравнимая продукция, которая производилась предприятием в предыдущем отчетном периоде
  • несравнимая продукция, которая впервые производится в рассматриваемом отчетном периоде
  • валовая продукция, отражающая суммарную стоимость готовых изделий, изготовленных в пределах текущего отчетного периода.
  • валовый оборот, представляющий суммарную стоимость всех изготовленных товаров, включая изделия, услуги, полуфабрикаты и др.
  • реализованная продукция, получаемая в результате вычета остаточной продукции из числа валовой.

Облачная система автоматизации учёта готовой продукции.
Контролируйте учёт товаров, снижайте потери и увеличивайте прибыль!

Подробнее о системе >>

На сегодняшний день оценка готовой продукции выполняется по следующим критериям:

  • по договорным ценам
  • по фактической производственной себестоимости. В данном случае необходимо суммировать все затраты, связанные с производством товаров или предоставлением услуг
  • по сокращенной производственной себестоимости. Обычно проводится с использованием метода «директ-костинг». Здесь оценка выполняется с учетом фактических, но не общехозяйственных затрат
  • по нормативной производственной себестоимости. В этом варианте необходимо учитывать отклонение фактической производственной себестоимости.

Учет готовой продукции ведется при помощи активного счета 43 «Готовая продукция». Здесь должны учитываться все товары, оформленные актом приемки. Незавершенное производство на данном счете не учитывается.
Если говорить о синтетическом учете готовой продукции, то существует два варианта:

  • с использованием счета 40,
  • без использования счета 40.

В последнем случае учет готовой продукции ведется на счете 43, основываясь на фактической производственной себестоимости. Вся готовая продукция, которая передается на склад, учитывается по учетным ценам на счете 43.

Задачи учета готовой продукции

Основными задачами учета готовой продукции являются:

  • контроль сохранности новой продукции
  • предоставление достоверных данных по наличию, движению и отпуску готовой продукции
  • определение фактической себестоимости продукции
  • определение излишков или недостачи готовой продукции
  • анализ эффективности использования складских запасов.

Методы учета готовой продукции

Существует несколько методов учета готовой продукции, которые отличаются целями ее использования на предприятии (для собственных нужд или для продажи). Если речь идет о собственных нуждах, то стоимость используемой продукции списывается на счет 10 или на счет 08. Учет готовой продукции обычно ведется по соответствующим группам:

  • запасные части
  • изделия основного производства
  • товары, изготовленные из отходов
  • товары народного потребления.

Более детальный учет продажи продукции ведется по конкретным отличительным признакам продукции, основными из которых можно назвать:

  • артикул
  • модель
  • марка.

Количественный учет должен вестись исходя из следующих характеристик готовой продукции:

  • площадь
  • объем
  • вес.

Кроме того, готовая продукция может учитываться по нормативной себестоимости и по фактической производственной себестоимости. Узнайте больше об учете себестоимости услуг >>

Документальное оформление продажи продукции

Для реализации собственной продукции предприятию понадобится договор поставки. Отгрузкой и отпуском продукции занимается отдел сбыта, в обязанности которого входит заключение договоров с покупателями, оформление документов на отгружаемую продукцию и контроль выполнения договорных обязательств. Отгрузка товара возможна только в соответствии с договором поставки, который заключается между продавцом и покупателем.

Договор поставки

Согласно такому документу, продавец обязуется предоставить покупателю продукцию, описанную в договоре, а покупатель, в свою очередь, должен оплатить товар в полном объеме.

В данном договоре должны быть указаны все детали сделки, включая порядок расчетов, комплектацию продукции, количество, наименование, платежные и почтовые реквизиты сторон и отгрузочные документы. Кроме того, в договоре необходимо указать последствия нарушения выполнения условий сделки.

Читайте также Программа для учета договоров >>

При заключении договора можно выбирать варианты оплаты, например, обязать покупателя выплатить аванс, или оговорить порядок расчета после предоставления готовой продукции. В случае внесения аванса необходимо точно указать его сумму или процент относительно общей оплаты заказа.

Отгрузка продукции

Отгрузка готовой продукции также требует оформления соответствующих документов. Выписка приказа-накладной является обязанностью отдела сбыта.

В данном документе нужно указать наименование продукции, ее количество, стоимость, сумму и реквизиты покупателя. Далее приказ-накладная отдается на склад, где подтверждением отпуска продукции является подпись кладовщика. Возможно, понадобится и оформление дополнительных документов, в зависимости от транспорта, используемого для перевозки продукции.

К примеру, для морского транспорта понадобится коносамент, а для транспортировки по железной дороге понадобится железнодорожная накладная. Если доставку товара осуществляют специализированные транспортные организации, необходимо оформить товарно-транспортную накладную. Покупатель обязан оформить приходной ордер.

Кроме того, получатель обязан предоставить доверенность, подтверждающую право получения материальных ценностей. Все выполненные виды работ, их стоимость и объемы, необходимо указать в приемо-сдаточном акте.

Учет затрат на реализацию продукции

В основе учета затрат лежит калькуляция себестоимости выпускаемой продукции. Всего существует четыре основных метода учета затрат:

  • Метод стандарт-кост, подразумевающий проведение учета по детализированным статьям калькуляции. Изначально для каждой статьи устанавливается определенный норматив, после чего производится учет данных по отклонению от норматива. Этот метод позволяет не только вести эффективный учет затрат, но и разработать систему снижения себестоимости.
  • Простое отражение затрат. Учет всех затрат ведется по статьям бухгалтерского учета или же по местам их возникновения. Основным преимуществом данного метода является простота реализации, однако с его помощью очень сложно проводить какие-либо анализы.
  • Метод сокращенных затрат, подразумевающий учет только переменных затрат. Этот метод не позволяет определить объем косвенных расходов, то есть оптимальную структуру выпуска продукции необходимо рассчитывать только на основании прямых расходов.
  • Комплексный метод. Представляет собой использование системы стандарт-кост и системы сокращенных затрат.

Виды расходов, связанных с продажей продукции:

  • реклама
  • комиссионные сборы
  • доставка продукции
  • упаковка продукции
  • представительские расходы
  • хранение товаров
  • оплата труда
  • аренда помещений.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливается информация о расходах услуг, товаров, работ и т.д. Суммы расходов частично или полностью могут списываться на дебет счета 90 «Продажи».

Учет готовой продукции в онлайн-программе Класс365

Обеспечить комплексный и системный подход к учет продукции можно лишь используя автоматизированные системы управления бизнесом. В противном случае, вы можете запутаться в многочисленных показателях и допустить множество ошибок в учетных документах, что в свою очередь оставит нехороший отпечаток на доходах компании.

Онлайн-программа Класс365 позволяет вести учет готовой продукции не только после определенного периода, но и в режиме реального времени. Теперь получить детальный отчет по затратам на реализацию намного проще: для этого не нужно требовать расчетов со всех подразделений, в программе отчет создается мгновенно, в 1 клик и без каких-либо погрешностей. Вы всегда можете быть уверены, что владеете точной информацией, что позволит вам эффективно планировать деятельность компании на долгосрочные периоды.

Класс365 — это многофункциональное онлайн-решение, позволяющее автоматизировать не только учет продукции, но и работу с клиентами (CRM), интернет-магазином, складом, торговым и финансовым учетом. То есть вы сможете контролировать весь свой бизнес в одной программе!

Начать работу с программой намного проще нежели со стандартным приложением. Вам не нужно ничего скачивать, устанавливать, приобретать дорогостоящую лицензию и тратить драгоценное время на внедрение продукта. Все что необходимо для работы — это зарегистрироваться и получить на электронный адрес ссылку для входа в аккаунт системы.

Вы экономите время, средства и силы своих сотрудников одновременно! Вашей команде не придется осваивать новый продукт на тренингах и курсах, они справятся с освоением самостоятельно не более чем за 15 минут!

Автоматизируйте бизнес легко, эффективно и без затрат!

Начните работу с Класс365 бесплатно уже сегодня!

Мы Вконтакте

Поделитесь статьей в социальных сетях